Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова (материал: «Поэт», «Смерть поэта» — базовые; «1 января 1840г.», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой...» — дополнительные)

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова (материал: «Поэт», «Смерть поэта» — базовые; «1 января 1840г.», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…» — дополнительные)»

Творчество Лермонтова до сих пор остается одной из неразгаданных до конца страниц в истории литературы. Обостренность чувств, высочайший накал страстей, философская насыщенность и глубина проникновения в скрытые движения человеческой души сделали его произведения ярким достижением русской классики XIX века.
Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо множества мотивов, выделяются две основные темы. Это тема поэта и поэзии и тема родины.
Для темы поэта и поэзии в первую очередь характерно то, что Лермонтов воспринимает поэтическое призвание не как ремесло, но как дар пророка, который видит дальше своих современников, которому даны моменты откровения, когда он общается с богом и прозревает будущее.
В данной теме можно выделить два компонента.
Во-первых, это продолжение традиций гражданской декабристской поэзии (Рылеев, Пушкин). Например, в стихотворении «Поэт» акцент перенесен на анализ внутреннего сознания поэта. Стихотворение состоит из двух частей, в первой дано описание кинжала. Поэт в этом стихотворении как бы раздваивается: в нем живет и вчерашнее сознание высокой поэтической миссии пророка и сегодняшнее сознание тщетности поэтических усилий. Поэт сохраняет верность прежним идеалам и одновременно переживает гибель идеалов, которые постоянно осмеиваются толпой.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Однако толпе скучен «простой и гордый язык», ее «тешат блестки и обманы». Не в силах преодолеть это трагическое противоречие, лирический герой Лермонтова восклицает:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Второй компонент — это осмысление Лермонтовым судьбы поэта в современном обществе. Характернейший пример — стихотворение «Смерть поэта», являющееся откликом на гибель Пушкина. Судьба поэта, по Лермонтову, в современном обществе трагична. Он гневно обличает вельмож, окружавших царский трон, бросает вызов знати:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!
В лирическом отступлении поэт высказывает сожаление о судьбе Пушкина, размышляет о месте Пушкина-поэта в свете «завистливом и душном»:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?
С горечью Лермонтов пишет о последних мгновениях жизни Пушкина. Пушкин «умер с напрасной жаждой мщенья», но тем не менее «есть грозный суд: он ждет; он недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед». Последние шестнадцать строк стихотворения имеют социально-политическое звучание. Голос поэта обличает пороки света, заканчивается стихотворение мнением Лермонтова о значении Пушкина — он один стоил тысяч.
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Та же тема отражена в стихотворении «1 января 1840 г.». Поэт погружается в стихию маскарада, шум толпы:
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.
Но внутренний мир поэта сохраняет самоценность. Его идеал внешне невыразителен и беден — запустенье, покой и тишина («зеленой сетью трав подернут спящий пруд»), но внутренне очень емкий — «лазурный огонь глаз», «розовая улыбка», «сияние молодого дня».
Своего рода синтезом, в котором совместились обе черты, характерные для темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова, является стихотворение «Пророк». Оно также говорит о великом предназначении поэта и, как о следствии этого, о его конфликте с окружающим миром.
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
В пошлом, душном мире обывателей нет места божественному гласу. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» поэт размышляет о своем месте среди людей и предсказывает свой творческий и жизненный путь:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит,
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит…
Поэта не устраивает компромисс между своим великим призванием и мелкими интересами толпы, его следует судить высшим судом, так как, по Лермонтову, в своих вдохновениях он подотчетен лишь богу. «Я — или бог — или никто!» — делает вывод его лирический герой, тем самым провозглашая бескомпромиссность своего подхода к собственному предназначению.
Таким образом, тема поэта и поэзии — одна из основных в творчестве Лермонтова, она представлена в его лирике широко и многообразно. Неприятие современной Лермонтову самодержавно-крепостнической действительности сочетается с преклонением перед великим призванием поэта, который, подобно пророку, говорит правду своему народу о жизни, всегда находится впереди своего времени и, несмотря на гонения, не предает своего призвания, неся ответственность не перед властью и даже не перед народом, но перед богом.
Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию персонажей и лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.