Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»

Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.

Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых

 

…хвалят все, питают — лишь журналы;

Катится мимо их Фортуны колесо…

Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.

 

Автор советует начинающему поэту быть «спокойным». Он видит назна­чение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хо­рошие стихи не так легко писать», но уж если писать, то только хорошие. «Неподкупный голос» лирического героя слышен в стихотворении 1818 года «КН. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:

 

Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей…

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

 

В стихотворении 1824 года «Разговор книгопродавца с поэтом» рассу­дительный книгопродавец замечает:

 

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

 

Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца книг. Заключительные строки стихотворения написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземленной действительности. В этом стихотворе­нии Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.

В стихотворении «Пророк» (1826) в аллегорической форме рассказы­вается о преобразовании простого человека в поэта-пророка. «Шестикры­лый серафим» наделяет человека «вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыя змеи», вместо сердца «вдвигает» ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но и этого полного преобразования оказывает­ся недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:

 

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

 

Таким образом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

Через два года было написано стихотворение «Поэт и толпа», облича­ющее отношение светской «черни» к поэту.

 

Зачем так звучно он поет?..

Как ветер песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

 

Однако поэт также выражает свое отношение к «черни»:

 

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

 

По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Поэт — сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью сози­дающей силы господа Бога, но в то же время он — обычный живой земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и тогда —

 

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

 

Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) автор обращается к поэту:

 

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

 

При этом участь поэта — быть одиноким человеком. Пушкин призы­вает поэта идти «дорогою свободной, куда влечет тебя свободный ум». Тему взаимоотношения толпы и художника Пушкин продолжает в стихотворении «Эхо» (1831). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:

 

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг…

Тебе ж нет отзыва… Таков

И ты, поэт!

 

Образ поэта, не ценящего «громкие права», не зависящего «от царя», «от народа», дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении 1836 года «Не дорого ценю я громкие права…» (Из Пиндемонти). Счастье для истинного поэта, по мнению автора, —

 

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

 

Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворе­ние «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), написанное за пол­года до смерти. Оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпо­мене», стихотворениям Ломоносова, Державина.

Пушкин выделил существенное качество своего творчества — служе­ние народу, а также то, «что чувства добрые пробуждал» своим поэтичес­ким творчеством:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал. Обращаясь к Музе, он призывает:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

 

Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем «не клонить гордой головы», а достойно выполнять свое предназна­чение — «глаголом жечь сердца людей». Еще в пятнадцать лет в стихот­ворении «К другу стихотворцу» Пушкин заявил:

 

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне как хочет целый свет,

Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

 

Позже Пушкин скажет: «Цель поэзии — поэзия», — и останется верен этому до конца.