Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского 6

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского 6»

Вопрос о предназначении поэта и поэзии — один из традиционных в русской литературе. Так или иначе к нему обращались все русские поэты, начиная Ломоносовым, Державиным, Пушкиным. По-своему отвечали на этот вопрос Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет.
Данный вопрос был одним из центральных и в творчестве Маяковского.
Маяковский жил в то время, когда происходила ломка не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В эту эпоху поэту следовало четко определиться: с кем он, на чьей стороне. Маяковский выбрал — и пошел вслед за революцией.
Маяковский искренне полагал, что поэзия — это эффективный способ общения с массами, возможность донести до большого количества людей идеалы социализма, в которые он свято верил, путь воспитания и просвещения рабочих и крестьян.
В творчестве Маяковского имеется множество стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, повествующие «о месте поэта в рабочем строю». К их числу относятся: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Юбилейное», «Сергею Есенину», вступление в поэму «Во весь голос», «Разговор с фининспектором о поэзии» и другие.
В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» основу сюжета составляет полемика поэта с фининспектором, пришедшим подсчитать, сколько налогов следует платить «сочинителю».
Маяковский довольно часто избирает для своих стихотворений подобную форму — диспут, столкновение мнений, соревнование различных точек зрения. С одной стороны, это несет на себе отпечаток публичности, напоминает открытую дискуссию, к участию в которой приглашаются читатели. С другой — позволяет автору высказать свою точку зрения (что не исключает лирического начала в повествовании). С третьей — снимает излишний дидактизм, «нравоучительность». В одном стихотворении
Маяковский дискутирует с солнцем, в другом — с Пушкиным, в третьем спорит с ушедшим из жизни Есениным. В этих диалогах (по существу, монологах, так как реплики собеседника опущены) Маяковский отстаивает свою точку зрения на предназначение поэта и поэзии. В «Разговоре с фининспектором о поэзии» Маяковский высказывает точку зрения, что поэзия — «политическое искусство», поэт — «народа водитель» и одновременно — «народный слуга», а произведение искусства — «оружие класса». Поэтический же труд сродни труду рабочего, так как приносит ощутимую, реальную пользу обществу. Эту идею поэт высказывал и в более ранний период своего творчества. Так, еще в стихотворении «Поэт рабочий» (1918) Маяковский сравнивает себя с фабрикой «без труб» («А если без труб, то, может, мне без труб труднее»). В стихотворении «Домой!» (1925) этот образ вырастает до «завода, вырабатывающего счастье». Поэзия — труд напряженный, сложный, но вместе с тем, как и любой груд, радостный. Маяковский активно работает над тем, чтобы поднять уважение к труду поэта, а у художников слова усилить ответственность за свое общественное призвание. Поэт — это первопроходец, ибо «поэзия — вся! — езда в незнаемое». Слово поэта, — это — «слово — полководец», ведущее вперед и в завтра. Оно активно пропагандирует, агитирует и организует.
«Радость, мастером кованная»,— вот очень точное определение, данное Маяковским поэзии. Извлекая «драгоценное слово из артезианских людских глубин», поэт, по мнению Маяковского, должен найти среди «тысячи тонн словесной руды» и тлеющего «слова-сырца» единственно нужные, «испепеляющие» страстным накалом, обладающие колоссальной энергией слова. «Поэзия, — утверждает Маяковский, — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». Позднее он писал: «не то что восьмичасовой рабочий день, а шестнадцати—восемнадцатичасовой рабочий день характерен для поэта…»
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Однако вместе с огромными затратами, эффективность работы поэта, общественный резонанс, вызываемый его творчеством, чрезвычайно велики. Огромен и его вклад в перестройку жизни и людских душ, в пробуждение того, что пригодится обществу при строительстве нового уклада и новых взаимоотношений.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
«Строка — патрон. Статья — обойма» — такие сравнения поэта утверждают прежде всего боевой, наступательный характер его поэзии. Писать — значит сражаться за человечество и человека.
Именно эту мысль он излагает и в стихотворении «Сергею Есенину». Маяковский однозначно не принимает пути, который избрал Есенин. Проводя четкую границу между «политиканами от литературы», всякого рода подражателями и самим Есениным, которому он отдает дань уважения, Маяковский со всей определенностью заявляет, что миссия поэта на земле состоит в том, чтобы сделать мир лучше.
Дрянь
пока что
мало поредела.
Дела много —
только поспевать.
Надо
жизнь
сначала переделать,
переделав —
можно воспевать.
В этом стихотворении поэт обращается не к публике, но к собрату по перу, чем во многом объясняется задушевный, лирический тон «беседы» (это же, кстати, наблюдается и в стихотворении «Юбилейное», где собеседником уже является Пушкин). Вывод же для Маяковского однозначен: он стоит за поэта-делателя, поэта-преобразователя мира.
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно —
Сделать жизнь
значительно трудней.
Это во многом созвучно с тем, что он скажет в «Юбилейном»: «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!». Именно жизнь важнее всего должна быть для поэта, так как и творит он для того, чтобы ее сделать лучше. И здесь годится все — от рисования агиток и плакатов (как в «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским на даче») до обращения к потомкам «через головы правительств» (как во вступлении в поэму «Во весь голос»).
Итак, тема о предназначении поэта и поэзии является одной из центральных в творчестве Маяковского. Поэзия приравнивается Маяковским к труду рабочего, ее вклад в строительство новой жизни чрезвычайно велик. Поэт должен всегда находиться на острие общественной жизни, а порой и быть впереди современников. Ради общественного блага поэт должен по мере надобности «становиться на горло собственной песне», становиться «в рабочий строй», если того требует насущная необходимость.
Творчество Маяковского было существенной вехой в развитии русской литературы, в нем она раскрыла новые, до того неведомые грани, породив целое направление, создав мощную школу, из которой вышли многие русские поэты XX века.