Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского 8

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского 8»

Творчество В. Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Он был одним из лучших поэтов начала XX века, века глубоких социальных перемен. Это было время ломки не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой челове- ческой личности. Герой поэзии Маяковского — это и сам поэт, и обобщенный россиянин. Не сразу опре- делил поэт место своей поэзии в жизни современного ему общества. Задумываясь о кажущейся беспо- лезности поэта среди повседневных будничных забот пюдей, он задает вопрос:
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
А поэт — это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!
И сразу после Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей:
Товарищи, на баррикады —
баррикады сердец и душ.
В. Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля (не случайно Л. Кассиль свои воспоминания о В. Маяковском назвал «На капитанском мостике»), так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. Сердца — такие же моторы, душа — такой же хитрый двигатель, — утверждает поэт. Итак, поэзия нужна, мало того — она просто необходима людям, как солнце. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.
А солнце тоже; «Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц — солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двухстволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь — и снова день трезвонится».
Свои размышления о поэтическом труде В. Маяковский продопжает в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». Конечно, не все мысли, высказанные им, абсолютно правильны, потому что жил и творил он в годы больших социальных потрясений, но это его произведение явпяется одним из ключевых к пониманию того, какой гпубокий смысл вкладывал автор в слово «поэт». Это стихотворение представпяет собой шутпивый, но страстный монолог — спор, где Маяковский отстаивает свою точку зрения. Во-первых, он говорит о поэте прежде всего как о труженике, человеке, который недаром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Мой труд любому труду равен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — это такой же нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но колоссальная работа поэта-мастера оправдывается глубоким воздействием меткого слова на умы и сердца людей.
Водитель народных масс и одновременно слуга народа -так поэт отвечает на вопрос, поставленный в начале стихотворения, — «о месте поэта в рабочем строю».
Очень важной особенностью поэзии В. Маяковского было то, что круг жизненных явлений, отраженных в его произведениях, был ничем не ограничен. Поэт считал, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его, ведь любая тема — это познание чего-то нового, каждое стихотворение — это первооткрытие, а поэзия в целом — «езда в незнаемое». Может быть, и революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового, неведомого доселе, от желания идти в ногу со временем, участвовать в созидании новой жизни, новых идеалов, а вовсе не оттого, что он глубоко верил в идеи коммунизма. Революция «пожирает» своих детей. Поэт, «наступая на горло собственной песне», превратился в производителя штампов, певца Моссельпрома.
В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели поэт пишет поэму «Во весь голос», которая является как бы его поэтическим завещанием. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать «о времени и о себе». Начиная этот рассказ, автор не торопится называть себя поэтом: «Я ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…»
Как ассенизатор, очищающий город от всех нечистот, поэт борется с грязью и «мразью» жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. «Водовоз» противопоставляется тем, кто «строчит романсы», кто «мандолинит из-под стен», создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам. Вот теперь, уже громко и ясно называя себя поэтом, В. Маяковский резко отмежевывается от всех тех, кто считает поэзию делом сугубо личным. Маяковский, подобно Пушкину, с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима.
И поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценипись, а его «звонкая сила поэта» по-прежнему напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и гражданина В. Маяковского в нашем питературном наследии.