Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из вечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому я хочу коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве». К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова». Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степи, городах и селах. Но Русская земля для автора «Слова» — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Русскую». Его воины — это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с Русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уже за холмом».
Эта идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде «На день восшествия…» поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении «Деревня», рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
В дружеском послании «К Чаадаеву» звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину— значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как «Жалобы турка», «Поле Бородина» «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ». Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои «Ревизора», «Мертвых душ» — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и показывают наших соотечественников. Но не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим «мертвым душам» противопоставлен образ Руси как «птицы-тройки». В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю неясны пути дальнейшего развития своей Родины. Он пишет: «Русь! Куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа!». Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.
Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все творчество Некрасова:
Не небесам чужой Отчизны —
Я песни Родине слагал! —
заявляет поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» — с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Некрасова слова «любовь к Родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит Отчизны своей, —
писал он.
Много замечательных строк посвящены Родине в произведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Блока, Есенина, Маяковского, Шолохова, Твардовского. Но мне хочется завершить это сочинение памятными строчками Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.