Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени»

Сочинение на тему «Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени»»

В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ «потерянного» поколения, показав двойственность человека, его слабость и силу. Именно с Печорина началась целая плеяда «лишних людей».

Почему именно Лермонтову была так близка эта тема? Писатель сам отвечает на этот вопрос в предисловии к роману, говоря, что в нём собран портрет всего его поколения, ведь сам он представитель поколения 30-х годов ХІХ века, поколения, которое ощутило жестокую реакцию царского правительства после декабристского восстания 1825 года. Николай І старался вырвать с корнем идеи декабристов. Молодому поколению сложно было бороться за свои идеи в таких условиях. Судьба людей, одарённых от природы волей и умом, была обречена. Показательны раздумья главного героя романа Печорина о людях предшествующих поколений, которые жили великими идеями, были способны на героические поступки. Тогда дворяне шли на подвиг, не страшились ссылок в Сибирь. А о своём поколении Печорин говорит, что оно равнодушно ко всему. В обществе царило неверие, эгоизм. Не случайно многие историки считают это время эпохой нравственного распада. И подтверждение тому образ Григория Александровича Печорина.

Жизнь Печорина показана через ряд происшествий, которые по-своему открывают грани его души, глубину и одарённость его личности и её трагизм. Это судьба человека сильной воли, которая обречена на бездействие. Это образ «потерянного» поколения, который заключается не в слабости, а в отсутствии возможности героических поступков.

Печорин весь соткан из противоречий: «необъятные силы души» — и недостойные, мелкие поступки. Он хочет любить весь мир, но приносит людям лишь несчастье. У него есть благородные и высокие стремления, но побеждают мелкие чувства. В нём бурлит жажда жизни и откровенная безнадёжность, какая-то осознанная обречённость. Он сам признаётся Максиму Максимычу в том, что «испорчена светом» его душа. Это светское общество, где ему приходилось жить. Печорин говорит, что лучшие свои чувства он прятал, боясь насмешек, пока они там и умерли.

Раскрывает трагизм судьбы этого человека его дневник. Мы видим, что Печорин имеет горячее сердце, способен глубоко чувствовать и переживать (свидание с Верой, смерть Белы), хотя он всячески пытается скрыть это равнодушием. Чёрствость и равнодушие — маска самозащиты. Становится понятно, что Печорин — это исковерканная временем судьба, образ поколения, когда идеалы старого разрушены, а новых ещё нет. Герой сам страдает, задавая себе вопрос, для какой цели он родился, и зачем жил. Это поколение, которое не нашло своего места в жизни.

М.Ю.Лермонтов в годы жестокого подавления личности показал нам судьбу и образ «потерянного» поколения, как бы призывая к действию, размышляя о человеческой личности.