В самой фигуре М. Ю. Лермонтова есть что-то роковое. Когда
знакомишься с его биографией, видишь, что короткая жизнь поэта
была полна трагедий. Поэзия Лермонтова насыщена ощущением
безнадежного одиночества, какой-то непобедимой тоски. В романе
«Герой нашего времени» писатель создает образ современника, страдающего
от тоски и одиночества. Лермонтов показывает трагическую
судьбу Печорина и через год сам погибает на дуэли, не дожив
до тридцати лет. Почему жизнь так жестока к Печорину? Можно ли
во всем винить слепую судьбу? Наверное, разобравшись в характере
героя романа, мы лучше поймем и характер автора.
В произведении рассказывается о нескольких эпизодах из жизни
Печорина, причем расположение частей в романе не соответствует
их хронологическому порядку. Первой по времени действия должна
была быть «Тамань», а последней — «Максим Максимыч».
Автор объясняет, что его цель — создать портрет современника,
написать «историю души человеческой». Поэтому Лермонтов располагает
части романа так, чтобы по мере чтения мы глубже проникали
в душу героя. Одновременно все чаще звучит в романе тема
судьбы и в последней главе, «Фаталисте», становится главной. Таким
образом, по жанру произведение можно назвать философско-
психологическим романом. Проследим вкратце, как развивается в нем
тема судьбы.
В первой части романа, «Бэле», Печорин признается Максиму
Максимычу, что он несчастен и приносит несчастья другим оттого,
что смертельно скучает. Печорин затрудняется точно определить
причину своего «несчастного характера»: «…воспитание ли меня
сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю…». Однако Печорин,
в отличие от пушкинского Онегина, не желает сдаваться всепоглощающей
скуке, он непрерывно борется с ней. Мы видим, что попытки
героя победить скуку перерастают в настоящий поединок
с судьбой. В юности Печорин «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями
», потом начинал «читать, учиться», но разочаровался
во всем. За какую-то историю, видимо, дуэль, его отправили на Кавказ,
но и здесь Печорин быстро привык к «жужжанию пуль». Покорение
женских сердец всегда было главным развлечением Печорина. На
Кавказе он с риском для жизни добивается любви нескольких женщин,
из-за чего гибнут Грушницкий, Бэла, ее отец, возможно, Аза-
мат и Казбич. А Печорин все продолжает скучать, выходит в отставку
и едет путешествовать, надеясь, как это ни странно звучит: «…авось
где-нибудь умру на дороге!» Сообщив о смерти Печорина, возвращавшегося
из Персии, Лермонтов предлагает читателям дневник
своего героя, где тот открыто говорит о самых сокровенных думах.
Финальная глава, «Фаталист», — философский итог этих раздумий.
В последней части своего «журнала» Печорин рассказывает
о странной истории, приключившейся с ним во время «командировки»
в казачью станицу. Там он познакомился с поручиком Вуличем —
настоящим романтическим героем, загадочным и роковым. Даже
сослуживцы мало что могут сказать о Вуличе: он красив, храбр
и замкнут, избегает вина и женщин, общеизвестна только его страсть
к карточной игре. Печорин пересказывает историю о том, как даже
начавшаяся перестрелка не помешала Вуличу закончить игру. Видно,
что загадочный поручик играет не из корысти: для него карты —
возможность проверить судьбу.
Когда среди офицеров возникает спор о предопределении, Ву-
лич и Печорин оказываются самыми отчаянными противниками:
Вулич предлагает пари на то, что он выстрелит в себя из пистолета,
висящего на стене, Печорин соглашается спорить, несмотря на
возмущение остальных офицеров. Главный герой даже позволяет
себе вслух заметить, что Вулич нынче умрет: на лице поручика
«какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы». Спор выигрывает
Вулич: заряженный пистолет дает осечку. Однако такой скептик,
как Печорин, продолжает в чем-то сомневаться. Возвращась домой,
он размышляет о древних астрологах и завидует людям, верившим
в небесное предопределение. Современное поколение уже не способно
к великим жертвам, скука и равнодушие душат его.
Неожиданно Печорин оказывается пророком: на рассвете ему
сообщают, что Вулича зарубил пьяный казак. Убийца заперся в пустой
хате, его тщетно пытаются уговорить сдаться. Печорин приходит на
место происшествия, смотрит в щель ставни на убийцу и решает
сам испытать судьбу. Ради чего герой рискует жизнью? Перед Вули-
чем он не чувствует никакой вины, только удивляется роковому
совпадению. Убийца больше никому не угрожает, его можно просто
застрелить через окно. Тем не менее Печорин рискует жизнью, бросается
в хату и захватывает убийцу. Совершив такой смелый поступок,
Печорин лаконично сообщает: «Народ разошелся, офицеры меня
поздравляли — и точно, было с чем». Видимо, для Печорина важно
не то, что он доказал свою храбрость, а то, что он испытал судьбу,
как это сделал накануне Вулич. К Печорину судьба оказалась благосклоннее.
Правда, мы знаем, читая «Фаталиста», что Печорин
до конца жизни так и не избавился от смертельной скуки. Маленькая
победа в «Фаталисте» не изменила его судьбы в целом.
И главный герой, и автор не дают читателям прямого ответа на
вопрос о существовании судьбы. Печорин получил все доказательства,
но не стал фаталистом, продолжая бороться с предначертанной
ему участью — скучать. Иронично звучит в финале «Фаталиста»
мнение о происшедшем Максима Максимыча, в котором смешиваются
и плохие «азиатские курки», которые вечно дают осечку, и признание
судьбы. Лермонтов уходит от «метафизических прений», как
Максим Максимыч. Писателя волнует другое: почему такой вроде
бы умный, благородный, сильный характером человек, как Печорин,
бесславно умирает где-то в дороге, не принеся никому ни
пользы, ни счастья? Причину такого проигрыша судьбе Лермонтов
видит в том, что его поколение не нашло достойной цели для применения
своих сил и возможностей. В годы реакции после декабристского
восстания молодежь была обречена на духовное измельчание.
Силы и способности Печорина и подобных ему «лишних людей»
тратились на достижение сугубо эгоистических целей. Однако нельзя
сказать, что сам Лермонтов тоже проиграл в поединке с судьбой.
Несмотря на раннюю смерть, он успел создать гениальные произведения,
над которыми не властна никакая судьба.