Формирование А. С. Пушкина как поэта и гражданина происходило
в Царскосельском лицее. Начало обучения совпало с всенародным
подъемом во время войны 1812-го года. Вдохновленные победами
русской армии, лучшие представители общества ожидали
прогрессивных социальных перемен. В среде лицеистов царил вольнолюбивый
дух — недаром многие из воспитанников впоследствии
стали декабристами. Пушкин был пылким сторонником идеалов
свободы. В первые послелицейские годы поэт создает несколько
«возмутительных», по выражению царя, стихотворений: «Вольность
», «К Чаадаеву», «Деревня». Эта смелая вольнолюбивая лирика
сыграла большую роль в судьбе Пушкина: юного «возмутителя спокойствия
» отправляют в ссылку на юг, а затем в Михайловское.
В ранних свободолюбивых стихах Пушкин выступает против деспотизма
царя, не желающего вводить конституционный порядок, обличает
крепостное угнетение победившего в войне народа, призывает
друзей бороться за справедливость. В оде «Вольность» Пушкин
декларирует свою задачу как поэта:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Пушкин призывает царей, не дожидаясь народного гнева, самим
подарить подданным «вольность», признать высшим законом конституцию,
а не монаршее повеление. Автор напоминает, как трагически
кончили свои дни тираны прошлого: Калигула, Людовик XVI,
Павел!
В дружеском послании «К Чаадаеву» Пушкин заявляет об отказе
истинных граждан от личного счастья, от «тихой славы», достигаемой
добросовестной службой. Отбросив «юные забавы», патриоты
откликаются на призыв отчизны свергнуть роковую власть. Единственной
достойной целью в жизни поэт считает служение родине,
но не деспотическому государству:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Только в борьбе с тиранией рождается, по мнению поэта, подлинная
слава:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Крепостное право обличается поэтом в стихотворении «Деревня».
Он называет несправедливый порядок «барством диким». Стихотворение
построено на контрасте идиллической природы, приюта
«спокойствия, трудов и вдохновенья», и картины чудовищного угнетения
бесправных крестьян:
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея…
Завершается стихотворение выражением надежды на отмену крепостного
рабства «по манию царя».
Надежды Пушкина на цивилизованное установление конституционной
монархии не оправдались. Восстание декабристов было жестоко
подавлено, многие друзья поэта оказались на каторге. В стихотворении
«Послание в Сибирь» Пушкин не боится заявить о своей солидарности
с друзьями, он продолжает верить в окончательное торжество
справедливости:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут-и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Освобожденный из ссылки Пушкин встретился с Николаем I
и открыто заявил ему, что был бы в декабре 1825 года со своими
друзьями на Сенатской площади. Николаю I удалось каким-то образом
ввести поэта в заблуждение, заставить поверить в свою прогрессивность.
Но через несколько лет сомнения поэта в реакционной
сущности нового правления рассеялись. Недаром Пушкин все
чаще обращается в своем творчестве к истории России, ища в ней
обоснование идеалов справедливости и свободы. Мне кажется, здесь
необходимо пояснить, что Пушкин не был сторонником кровавой
революции, много лет спустя, уже перед смертью, он назовет в «Капитанской
дочке» русский бунт «бессмысленным и беспощадным».
Пушкин верил, что просвещенный государь сам откажется от неограниченной
власти. Идеальным в этом отношении царем Пушкин
считал Петра I: и в поэме «Полтава», и в стихотворении «Пир Петра
Первого», и в незаконченном романе «Арап Петра Великого» — всюду
автор подчеркивает милосердие царя, умеющего простить своих
врагов, «виноватому вину отпуская».
В свободолюбивом поэтическом завещании «Памятник» Пушкин
оглядывается на пройденный творческий путь и сравнивает все созданное
им на протяжении жизни с «Александрийским столпом».
Это сравнение имеет не только поэтический смысл, но и исторический.
Александровская колонна на Дворцовой площади поражала современников
поэта своим величием, символизирующим непоколебимость
царской власти. Но поэт открыто заявляет о непокорности
своего творчества монаршему произволу. Истинную славу Пушкин
видит во всенародном признании, а не в одобрении со стороны сильных
мира сего. Борьба за свободу, милостивое отношение к виновным
— вот главные исторические и нравственные критерии, по которым
Пушкин оценивает свое творчество:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.