Свобода — основополагающее состояние человека, залог максимального раскрытия творческих возможностей и осуществления высших духовных стремлений. Тема свободы стала ведущей в лирике А. С. Пушкина, «свобода», «воля», «вольность» — ключевые понятия в его творчестве. Свобода рассматривается поэтом как социальный, политический и нравственный идеал. Однако эта тема по-разному осмыслялась на различных этапах его жизни, ибо изменения в развитии общества и накопление жизненного опыта влияли на миросозерцание А. С. Пушкина.
Уже в стихотворениях 1817-1819 годов свобода становится высшим общественным благом и целью, к которой устремлен поэт.
В произведении 1815 года «Лицинию» А. С. Пушкин говорит о гражданских и политических свободах; лирический герой подчёркивает, что рабство подточило и погубило великий колосс Рим: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Уже этим стихотворением Пушкин бросил вызов самодержавию, в последующие годы он продолжил тему взаимоотношений народа и царя.
В оде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин живо рисует картину современного мира: повсеместное нарушение закона («законов губительный позор»), «неволи немощные слёзы». В этом произведении А. С. Пушкина, несомненно, чувствуется влияние его предшественников (Радищева, Державина — «Властителям и судиям»), поэт призывает «владык» склониться «под сень надежную закона», восславляя закон и просвещение как основу свободы человека, автор оды с негодованием пишет о «тиранах мира», в них он видит источник несвободы, нарушение божественной гармонии. Картине общего запустения Пушкин противопоставляет идеал государственного устройства, где «неподкупна рука» «владык», равно простирающих на своих граждан «с вольностью святой // Законов мощных сочетанье». Однако гражданская свобода не может быть достигнута путём революции, с точки зрения А. С. Пушкина: в стихотворении он подчёркивает разрушительный характер французской революции, называя казнённого Людовика «мучеником ошибок славных», передаёт мрачную картину убийства Павла I, указывая на то, что это акт возмездия тиранам.
Если в оде «Вольность» поэт говорит о внешней зависимости во всемирном масштабе, то в стихотворении «Деревня» (1819) он критикует исключительно русское крепостничество. Стихотворение имеет двучастную композицию: первая часть (до слов «…но мысль ужасная») представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, «пустынный уголок», некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюте спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, «от суетных оков освобождённый», он предаётся «творческим думам».
Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает несовершенство социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение крестьян. В эти годы автор стихотворения скажет в одном из писем, что «ныне же политическая свобода неразлучна с освобождением крестьян». Однако «друг человечества» замечает лишь «Барство дикое», да «Рабство тощее», эти образы воплощают всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой (отождествляемый с самим поэтом), не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает «тревожить сердце» людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть «народ неугнетенным» и «Отечество свободы просвещённой».
Если адресат данного пушкинского обличения — необозримый мир, поражённый тиранией, то в послании «К Чаадаеву» он обращается к конкретному лицу: Чаадаеву, другу, единомышленнику. В этом стихотворении
1818 года Пушкин призывает к служению «Отчизне» за идеал — свободу. Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой поэт не мыслит достижения общественной свободы. А. С. Пушкин подчёркивает, что свобода так или иначе связана с душевными порывами, с представлениями о чести и доме:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Не случайно сравнение ожидания «минуты вольности святой» с томленьем любовника перед «верным свиданьем». Свобода— это страсть, горящая в «нетерпеливой душе», «желанье», стремление к счастью. В заключительных строках послания возникает образ «звезды пленительного счастья», надежда на осуществление желаемого. Всё происходящее на тот момент в России воспринимается как сон, от которого страна «воспрянет». Стихотворение заканчивается жизнеутверждающей нотой — надеждой на отмену крепостного права, падение самодержавия («обломки самовластья»).
Позже во второй половине 20-х годов XIX столетия, которая была отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина, поэт в стихотворении «Анчар» (1828) даст философское осмысление проблемы рабства и деспотизма, социальной несвободе: поэтической картиной-символом, которая носит вневременное значение, он покажет, что не принимает позиций ни раба, ни господина, не способных бороться со злом.
В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место, мотивы свободы пронизывали всё его творчество этой поры, своеобразным манифестом можно считать его слова, взятые из послания «Дельвигу»: «одна свобода мой кумир». .
Конец 1820 — начало 1823 года — это время пушкинского домашнего ареста за дуэль со Стасовым, неудивительно, что в центре внимания стихотворения «Узник», напечатанного в 1822 году, — личная свобода. «Узник» — романтическая аллегория самого поэта в изгнании, свобода же — это вольная жизнь за пределами «темницы сырой», простор, изображённый поэтом с помощью деталей романтического пейзажа: белеющая гора, «морские края», где гуляет лишь «ветер», и к этой жизни призывали поэта его «грустный товарищ, махая крылом», характерен образ «кровавой пищи», которую клюет «под окном» орёл, этот образ перекликается с образом «кровавой чаши» (стихотворение «В.Л.Давыдову»), олицетворяющим революцию. «Вольная птица» обращается к поэту с призывом вырваться на свободу, в этом содержится намёк на задуманный Пушкиным побег из заточенья.
Годом позже Пушкин пишет стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», это произведение — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять её («К чему стадам дары свободы?..»). Оно написано в стиле евангельской притчи в серьёзном и возвышенном тоне и отражает своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами. Поэт подчеркнул, что его проповедь свободы была преждевременной, а потому и бесплодной. Люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы, поэтому оно не дало всходов в их сердцах.
Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с ней, стало стихотворение «К морю» (1824). Использование образа моря, олицетворяющего «свободную стихию», не новаторство Пушкина, однако он переосмыслил заимствованный образ по-своему. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятелсными порывами духа, поэтому он наделяет море людскими эпитетами: «гордая краса», «ропот заунывный», в то время как человек получает определения, свойственные этой «свободной стихии»: «тихий и туманный». Такой приём использован поэтом, чтобы сблизить природу и человека. Море, близкое душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев» Байрона и Наполеона, становится символом человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе, однако его понимание этого идеала стало другим: убедившись, что политическая свобода граждан не угодна тиранам («судьба людей повсюду та же: // Где благо, там на страже // Иль просвещенье, иль тиран»), поэт решает найти свободу не извне, а внутри себя.
В 1827 году с Муравьевой Пушкин передал обра-щённое к ссыльным декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Главные образы произведения («мрачные подземелья», «мрачные затворы», «каторжные норы», «темницы») создают картину «несчастья», постигшего декабристов. Свобода, которая «примет радостно у входа» узников-декабристов, — это их освобождение, за ним последует встреча с «братьями», восстановление гражданских прав и дворянской чести.
В конце 1820-х — начале 1830-х годов Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, нарушение прав личности расценивалось поэтом как подавление человека, покушение на его личное достоинство. Так, в стихотворении «Я вас любил…» 1829 года поэтом утверждается свобода в любви, он считает, что уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы, лирический герой желает любимой женщине, к которой у него любовь ещё «угасла не совсем», быть счастливой и любимой, даже если не им.
В стихотворении 1834 года «Пора, мой друг, пора!» поэт даёт философское осмысление понятию свободы, он говорит о важности обладания внутренней цельностью, покоем, а значит, свободой духовной:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Лирический герой весь подчеркнуто устремлён в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», где он освободится от суетной погони за счастьем, обретёт «покой и волю». Ради них, по его мнению, и стоит жить на свете, сожалея о каждой утраченной «частичке бытия».
Стихотворение 1836 года «Из Пиндемонти» можно считать манифестом личной свободы, поэт как бы отказывается от прав на свободу, которая оборачивается обычной зависимостью двух главных социальных сил — народа от царя:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Пушкин подчеркнул, что человеку необходима «иная, лучшая… свобода», при которой главным для человека будет являться служение высокому: искусству и природе. Поэт осознает духовную свободу как высшее проявление независимости, в этом стихотворении понятия счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией неотделимы:
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
Тема свободы поэта от мнения «непосвящённых» находит своё отражение в стихотворениях «Поэту», «Поэт». Поэта не угнетает «суд глупца и смех толпы холодной» («Поэту»), ибо он равнодушен к мнению черни. Это спокойствие происходит от осознания поэтом своей божественной цели («Ты сам свой высший суд»).
Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), А. С. Пушкин одной из своих заслуг считает то, что он «восславил» свободу «в жестокий век», а проявление добрых чувств, по его мнению, есть высшее предназначение поэта и его поэзии.
Итак, мы видим, что тема свободы рассмотрена Пушкиным на всех возможных уровнях. Обращение поэта к вольнолюбивой лирике не случайно: атмосфера, в которой жил поэт, во многом повлияла на формирование личности Пушкина. Он учился в Царскосельском лицее, где царил дух просветительского свободомыслия не только в преподавании, но и в воспитании. Патриотический подъем, связанный с Отечественной войной 1812 года, также повлиял на его мировоззрение. Если события 1812 года — это внутреннее раскрепощение, ощущение собственной силы, то события 1825 года — попытка свергнуть самодержавие, избавиться от внешних проявлений рабства. Именно о начале XIX века П. А. Вяземский сказал: «неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени». Пушкин, живший и творивший в это время, не мог не отразить в своём творчестве реалии общественной жизни.