Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Типичность образа Евгения Онегина (Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Сочинение на тему «Типичность образа Евгения Онегина (Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

1. Реакция читателя на роман.

2. Противоречивость образа главного героя.

3. Итог духовных исканий Онегина.

И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

А. С. Пушкин.

В феврале 1825 года увидела свет первая глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Она вызвала самые противоречивые отклики среди читателей, от восхищения до разочарования. В. А. Жуковский, после знакомства с этой скромной книжкой в голубовато-сером бумажном переплете, назвал автора гением. О своем восторге и восхищении в воспоминаниях писал А. И. Герцен. Он заучил текст и два месяца носил его в кармане. А друзья поэта — писатели-декабристы — были в недоумении.

Герой показался им слишком заурядным. К. Ф. Рылеев откровенно написал автору после выхода первой главы, что пока его творение значительно уступает «Кавказскому пленнику» и «Бахчисарайскому фонтану». Он выражал надежду, что далее работа над романом пойдет удачнее. Но узнать, как закончился роман, Рылеев не смог. Он оказался в числе пяти декабристов казненных после событий 14 декабря 1825 года.

Публикация романа продолжалась в течение семи лет. Между появлением первой и второй глав прошло около полутора лет, окончание затянулось. Но это лишь подогревало интерес к роману. И в столицах, и в провинции все питающие интерес к литературе до хрипоты спорили о судьбе главного героя, пытаясь предугадать, каким будет финал: женится ли он на Татьяне, или погибнет на дуэли. Однако споры вокруг романа стали затихать и в 1930-х годах, к моменту появления последней главы, наступило охлаждение. Это объяснялось прежде всего тем, что и герой, и сам роман не укладывались в традиционные рамки. Те, кто надеялся найти лишь банальную любовную историю, были недовольны растянутостью и обилие^ посторонних описаний. Но больше всего раздражал сам герой, который постоянно обманывал ожидания читателя. Его нельзя было объявить ни идеалом, ни негодяем. Ему сложно было дать однозначную оценку.

Холодный и скептичный Онегин вдруг подружился с молодым, пылким и исполненным веры в идеалы добра и справедливости поэтом Ленским, хотя не разделял его наивной восторженности. И все же он дорожил этой дружбой и не пытался грубо сбрасить поэта с небес на землю. Он не смог ответить взаимностью на чувство Татьяны, но не затеял и пошлого флирта, не стал разбивать жизнь неопытной девушки, а оказался достоин ее доверия и поступил благородно, что впоследствии признала и сама героиня. Его можно обвинить в излишней жесткости, быть может даже жестокости, но не подлости. Но тот же Онегин из-за мимолетной досады затеял флирт с Ольгой, оскорбил искреннее чувство Ленского и, испугавшись кривотолков, не посмел отказаться от дуэли, убив единственного друга. Все это вызывало недоумение и вопросы. Кто же он такой, этот Онегин, этот противоречивый и непонятный человек?

В литературной критике утвердилась трактовка образа Онегина как представителя наиболее распространенного типа русской литературы XIX века — типа «лишнего человека». Более того, многие считают, что он один из первых в ряду незаурядных личностей, наделенных силой ума, множеством талантов и возможностей, но не знающих как эти возможности реализовать. Он резко выделяется на фоне большинства представителей консервативного дворянства, но не имеет жизненных целей и не знает как изменить этот мир и свое по* ложение в нем.

Несомненно, Онегин — один из передовых людей того времени. Его отличает ум, эрудиция, он знаком с сочинениями европейских философов и экономистов, его отличает жажда деятельности. В своем поместье «ярем он барщины старинной оброком легким заменил и раб судьбу благословил». Он отвергает законы и мораль светского общества и в душе восстает против них, но не может вырваться из их рамок и преодолеть запреты. А потому не видит возможностей для изменений, не знает, как реализовать свои скрытые силы. Невозможность действовать приводит к разочарованиям и хандре: «…короче, русская хандра им овладела понемногу. / Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел». Но эта бесчувственность и равнодушие оборачивается трагедией — убийством молодого друга. Терзаемый раскаяньем и смятением Онегин бежит, то ли от окровавленной тени, то ли от себя самого, от своего страдания.

Впервые он по-настоящему страдает. И в этом страдании залог его нравственного возрождения. Силой, способной возродить героя к жизни, стала любовь. Новый, испытавший страдание Онегин сумел наконец оценить Татьяну. Весь смысл бытия для него теперь в возможности быть рядом с любимой женщиной. Но и эта его надежда неосуществима. Многое переживший, передумавший и изменившийся герой остается несчастным и мы не знаем, найдет ли он смысл жизни. Автор оставляет героя в эту мучительную для него минуту, оставляет с печалью и опустошенностью, может быть потому, что «в мире раболепия и мелочного честолюбия» не видит возможностей раскрытия его личности. Образ героя незавершен, как неокончен и его путь.

Мы не знаем, что будет с Онегиным дальше, какая судьба ему уготована? По-прежнему ли он будет «в напрасной скуке тратить судьбой отсчитанные дни», или любовная трагедия, перечеркнувшая надежду на счастье, произведет в нем тот переворот мыслей и чувств, который приведет его в ряды декабристов? Но в те годы, когда писались последние главы романа, итог декабристского движения уже был известен. В их рядах герой был обречен. А главное, это движение также не смогло ничего изменить и было обречено на неудачу, как обречен на бесплодные метания «лишний человек» Евгений Онегин.