1. Реакция читателя на роман.
2. Противоречивость образа главного героя.
3. Итог духовных исканий Онегина.
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
А. С. Пушкин.
В феврале 1825 года увидела свет первая глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Она вызвала самые противоречивые отклики среди читателей, от восхищения до разочарования. В. А. Жуковский, после знакомства с этой скромной книжкой в голубовато-сером бумажном переплете, назвал автора гением. О своем восторге и восхищении в воспоминаниях писал А. И. Герцен. Он заучил текст и два месяца носил его в кармане. А друзья поэта — писатели-декабристы — были в недоумении.
Герой показался им слишком заурядным. К. Ф. Рылеев откровенно написал автору после выхода первой главы, что пока его творение значительно уступает «Кавказскому пленнику» и «Бахчисарайскому фонтану». Он выражал надежду, что далее работа над романом пойдет удачнее. Но узнать, как закончился роман, Рылеев не смог. Он оказался в числе пяти декабристов казненных после событий 14 декабря 1825 года.
Публикация романа продолжалась в течение семи лет. Между появлением первой и второй глав прошло около полутора лет, окончание затянулось. Но это лишь подогревало интерес к роману. И в столицах, и в провинции все питающие интерес к литературе до хрипоты спорили о судьбе главного героя, пытаясь предугадать, каким будет финал: женится ли он на Татьяне, или погибнет на дуэли. Однако споры вокруг романа стали затихать и в 1930-х годах, к моменту появления последней главы, наступило охлаждение. Это объяснялось прежде всего тем, что и герой, и сам роман не укладывались в традиционные рамки. Те, кто надеялся найти лишь банальную любовную историю, были недовольны растянутостью и обилие^ посторонних описаний. Но больше всего раздражал сам герой, который постоянно обманывал ожидания читателя. Его нельзя было объявить ни идеалом, ни негодяем. Ему сложно было дать однозначную оценку.
Холодный и скептичный Онегин вдруг подружился с молодым, пылким и исполненным веры в идеалы добра и справедливости поэтом Ленским, хотя не разделял его наивной восторженности. И все же он дорожил этой дружбой и не пытался грубо сбрасить поэта с небес на землю. Он не смог ответить взаимностью на чувство Татьяны, но не затеял и пошлого флирта, не стал разбивать жизнь неопытной девушки, а оказался достоин ее доверия и поступил благородно, что впоследствии признала и сама героиня. Его можно обвинить в излишней жесткости, быть может даже жестокости, но не подлости. Но тот же Онегин из-за мимолетной досады затеял флирт с Ольгой, оскорбил искреннее чувство Ленского и, испугавшись кривотолков, не посмел отказаться от дуэли, убив единственного друга. Все это вызывало недоумение и вопросы. Кто же он такой, этот Онегин, этот противоречивый и непонятный человек?
В литературной критике утвердилась трактовка образа Онегина как представителя наиболее распространенного типа русской литературы XIX века — типа «лишнего человека». Более того, многие считают, что он один из первых в ряду незаурядных личностей, наделенных силой ума, множеством талантов и возможностей, но не знающих как эти возможности реализовать. Он резко выделяется на фоне большинства представителей консервативного дворянства, но не имеет жизненных целей и не знает как изменить этот мир и свое по* ложение в нем.
Несомненно, Онегин — один из передовых людей того времени. Его отличает ум, эрудиция, он знаком с сочинениями европейских философов и экономистов, его отличает жажда деятельности. В своем поместье «ярем он барщины старинной оброком легким заменил и раб судьбу благословил». Он отвергает законы и мораль светского общества и в душе восстает против них, но не может вырваться из их рамок и преодолеть запреты. А потому не видит возможностей для изменений, не знает, как реализовать свои скрытые силы. Невозможность действовать приводит к разочарованиям и хандре: «…короче, русская хандра им овладела понемногу. / Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел». Но эта бесчувственность и равнодушие оборачивается трагедией — убийством молодого друга. Терзаемый раскаяньем и смятением Онегин бежит, то ли от окровавленной тени, то ли от себя самого, от своего страдания.
Впервые он по-настоящему страдает. И в этом страдании залог его нравственного возрождения. Силой, способной возродить героя к жизни, стала любовь. Новый, испытавший страдание Онегин сумел наконец оценить Татьяну. Весь смысл бытия для него теперь в возможности быть рядом с любимой женщиной. Но и эта его надежда неосуществима. Многое переживший, передумавший и изменившийся герой остается несчастным и мы не знаем, найдет ли он смысл жизни. Автор оставляет героя в эту мучительную для него минуту, оставляет с печалью и опустошенностью, может быть потому, что «в мире раболепия и мелочного честолюбия» не видит возможностей раскрытия его личности. Образ героя незавершен, как неокончен и его путь.
Мы не знаем, что будет с Онегиным дальше, какая судьба ему уготована? По-прежнему ли он будет «в напрасной скуке тратить судьбой отсчитанные дни», или любовная трагедия, перечеркнувшая надежду на счастье, произведет в нем тот переворот мыслей и чувств, который приведет его в ряды декабристов? Но в те годы, когда писались последние главы романа, итог декабристского движения уже был известен. В их рядах герой был обречен. А главное, это движение также не смогло ничего изменить и было обречено на неудачу, как обречен на бесплодные метания «лишний человек» Евгений Онегин.