Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение на тему «Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

1. Незаурядность лермонтовского героя.

2. Взаимоотношения Печорина с людьми.

3. Грушницкий: антипод или карикатура на Печорина?

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М. Ю. Лермонтов

Характер Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», нельзя оценивать однозначно. Его нрав — это запутанный клубок противоречий. «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут

— а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху» — так характеризует Печорина Максим Максимыч.

Печорина никак нельзя назвать заурядной личностью — его яркая индивидуальность, глубокое знание людей и жизни нашли отражение на страницах его дневника. Этот человек способен тонко чувствовать красоту природы, восхищаться литературным творчеством — накануне дуэли с Груш-ницким Печорин забывает обо всем, увлеченный «волшебным вымыслом» В. Скотта. Печорин не просто человек образованный — он наделен живым воображением, если способен увидеть «Гете-ву Миньону» в странной девушке, дочери бедной старухи, подруге контрабандиста.

Жажда деятельности, романтический авантюризм, храбрость, широта взглядов и свобода суждений в характере Печорина соединяются с холодностью, высокомерием и эгоизмом. Печорин прекрасно понимает, что лежит в основе тех или иных человеческих поступков, и хладнокровно использует свои знания не ради банальной выгоды, а ради эксперимента, развлечения. Ибо этот человек, богато одаренный природой, обладающий как личным обаянием, так и значительными материальными средствами, страдает от скуки — бича, который и гонит его сквозь строй человеческих судеб. «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится», — говорит о себе Печорин. Действительно, и в любви, и в жизни он — вечный странник, космополит, который ищет новых впечатлений и новых ландшафтов, скользит по ним взглядом и жадно стремится вперед, всегда вперед, не желая останавливаться.

«Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» — размышляет герой. Потому и томится душа этого человека, потому и скучает в рутине повседневности. Печорину, как воздух, нужна деятельность, но такая деятельность, которая целиком поглощала бы его энергию, захватывала его воображение, увлекала бы вперед — к цели. Но такая цель в жизни Печорина отсутствует: «…Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает». Поэтому с такой неутомимой энергией старается Печорин завоевать любовь Бэлы и Мери и теряет к ним интерес, лишь только это ему удается. Жажда деятельности и острых ощущений толкает Печорина вслед за странной «ундиной», задумавшей утопить его как ненужного свидетеля —

неопределенность ситуации подстегивает его интерес. Точно так же захватывает воображение Печорина вопрос о предопределении — вопрос, не имеющий однозначного ответа и потому притягательный.

Итак, мы видим, что Печорина привлекает все необычное. Он с радостью готов взяться за предприятие, достижение цели в котором кажется почти невозможным: «…Если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия…».

Несомненно, что Печорин умеет производить благоприятное впечатление на людей, находить общий язык с представителями разных социальных групп и народов. Максим Максимыч относился к нему с искренней приятельской симпатией. Печорин быстро нашел подход к юному чеченцу Азамату, который по собственной воле украл из родного дома и передал русскому офицеру свою сестру Бэлу. Сама Бэла крепко привязалась к Печорину. Глубокая привязанность к этому человеку живет и в сердце Веры, пронесшей это чувство через долгие годы разлуки. Любовь легко овладевает сердцем Мери — вот только зачем Печорину ее любовь? Он действует продуманно и хладнокровно, завладевая ее вниманием, стараясь вызвать сочувствие: очень похоже на то, как сытый кот играет с мышью… Жестоко. Жесток Печорин и по отношению к Бэле и Вере, к которым у него было искреннее чувство. «…Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», — сознает Вера.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови, — эти строки лермонтовской «Думы» как нельзя более точно характеризуют отношение Печорина к окружающим людям. «…Если я причиною несчас-тия другим, то и сам не менее несчастлив», — признается Печорин. Отсутствие значимых целей, скука, неспособность и нежелание выстраивать глубокие, прочные отношения с людьми — все это духовно опустошает героя.

Однако само заглавие романа Лермонтова свидетельствует о том, что судьба Печорина не частный случай, а явление, достаточно типичное для того времени и социальной группы, о которых идет речь в этом произведении. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения» — так отзывается сам Лермонтов о своем герое.

Но кроме Печорина, в романе есть другой представитель этого поколения — Грушницкий, приятель-недруг главного героя. На первый взгляд он может показаться антиподом Печорина. Грушницкий нарочито рисуется, стремясь привлечь внимание княжны Мери, Печорин довольно долго держится в тени. Грушницкий распускает сплетни о княжне — Печорин как благородный человек вступается за ее честь.

Едва ли все так просто. Да, Грушницкий рисуется, эта рисовка бросается в глаза и потому неприятна, гротескна и комична. Но ведь и поведение Печорина иначе как рисовкой не назовешь! Он покупает ковер, который облюбовала Мери, а затем ведет мимо ее окон свою лошадь, покрытую этим ковром, незаметно подъезжает к княжне, принарядившись в черкесский костюм, во время прогулки рассказывает жалостливую историю своей души, непонятой окружающими… Это ли не нарочитое стремление произвести определенное впечатление? Но рисовка Печорина гораздо изящнее и прозрачнее рисовки Грушницкого. В этом вся разница.

Несомненно, Печорина и Грушницкого роднит и отсутствие серьезной цели в жизни. Но если Печорин борется со скукой, ставя любопытные психологические эксперименты над собой и другими, то Грушницкий не находит ничего более интересного, как грязные сплетни. Нечего сказать, достойное времяпрепровождение для дворянина и офицера, совсем недавно старавшегося создать образ бравого вояки и галантного кавалера!

В чем-то схож и конец жизненного пути обоих этих героев, который подчеркивает бессодержательность их существования. Случаен конец Грушниц-кого, погибшего на дуэли, которую сам он спровоцировал да еще опошлил грязными подтасовками. Случайна и смерть Печорина, скончавшегося в пути, не имевшего четкой цели. Сама неприязнь героев — это подсознательное ощущение сходства, проявляющегося в отсутствии серьезных целей. Они как бы видят собственное отражение, искаженное личностными характеристиками другого, и испытывают желание разбить, уничтожить это обличающее подобие собственных пороков.