Немного биографии… Осип Мандельштам родился в Варшаве, в семье мелкого коммерсанта, 3 ( 5) января 1891 года. Его отец, Эмилий Вениаминович, вырос в патриархальной семье, но потомок испанских евреев, он сам постигал европейскую культуру — Шиллера, Шекспира. А Мать, Флора Осиповна, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского.
Родители Осипа Эмильевича хотели дать детям хорошее образование, и вскоре семья перебирается в Павловск близ Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну. Последний адрес семьи Мандельштама — Офицерская, 17, угол переулка, второй этаж. Осип Мандельштам вспоминал: «Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицер кой, поблизости от «Жизни за царя», над цветочным магазином
«Мы ходили гулять по Большой Морской в пусты ной ее части, где красная лютеранская кирка и торцовая набережная Мойки. Так незаметно подходили мы к Крюкову каналу, голландскому Петербургу эллингов и арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа»
В этом районе располагались военные и морские ведомства — Ново-Адмиралтейская судоверфь, флотский экипаж, интендантские склады. «Помню спуск броненосца как чудовищная морская гусеница выползла а воду, и подъемные краны, и ребра эллинга».
«Весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, все это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна мелочная лавочка, особенно же арку Главного штаба, Сенатскую площадь и голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным… Я бредил конногвардейскими латами и римскими шлемами кавалергардов, серебряными трубами Преображенского оркестра, и после майского парада любимым моим удовольствием был конногвардейский праздник на Благовещенье… Обычная жизнь города была бедна и однообразна. Ежедневно часам к пяти происходило гулянье на Большой Морской — от Гороховой до арки Генерального штаба. Все, что было в городе праздного и вылощенного, медленно двигалось туда и обратно по тротуарам, раскланиваясь: звяк шпор, французская и английская речь, живая выставка английского магазина и жокей-клуба. Сюда же бонны и гувернантки… приводили детей: вздохнуть и сравнить с полями».
Заниматься музыкой родители водили Осипа к Покрову. «Мне ставили руку по системе , — вспоминал Мандельштам.
В 1900 году семья Осипа переезжает на Литейный проспект, а он сам поступает в училище. С сентября 1900 года училище располагалось на Моховой в здании, построенном на средства князя
Первым директором был прославленный педагог А. Я. русскую словесность преподавал В. В. — поэт, автор стихотворных книг и исследований о Пушкине. Он был первым критиком стихов молодого Мандельштама, которые печатались в журнале училища.
«Интеллигент строит храм литературы с неподвижными истуканами… В. В. учил строить литературу не как храм, а как род. В литературе он ценил патриархальное отцовское начало культуры». Эта первая встреча с великой литературой оказалась для Мандельштама «непоправимой». Через двадцать лет он напишет: «Власть оценок В. В. длится надо мной и посейчас. Большое, с ним совершенное, путешествие по патриархату русской литературы… так и осталось единственным».
Учебникам в училище предпочитались наглядные методы преподавания. Было много экскурсий: завод Горный институт Ботанический сад, озеро Селигер с посещением монастыря, на Белое море, в Крым, в Финляндию (Сенат, Сейм, музеи, водопад
Также училище располагало прекрасными лабораториями, обсерваторией, оранжереей, мастерской, двумя библиотеками, издавался свой журнал, изучались немецкий и французский языки. Ежедневно проводились физические занятия и игры на воздухе. В училище не было наказаний, оценок и экзаменов. В большой аудитории часто устраивались публичные лекции, собрания Литературного фонда, заседания Юридического общества, «где с тихим шипением разливался конституционный яд». Амфитеатр большой аудитории «в большие дни брался с бою, и вся Моховая кипела, наводненная полицией и интеллигентской толпой… Вот в соседстве с таким домашним форумом воспитывались мы
Мандельштам вспоминает о своих однокашниках: «А все-таки в были хорошие мальчики. Из того же мяса, из той же кости, что дети на портретах Серова. Маленькие аскеты, монахи в детском своем монастыре». Среди сверстников Осип Эмильевич выделяет Бориса сына известного петербургского психиатра Бориса Наумовича Синани. В доме Синани на Пушкинской собиралась молодежь, велись политические дискуссии. «Мне было смутно и беспокойно. Все волненье века передавалось мне. Кругом перебегали странные токи… Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Ростов шел в гусары». В доме на Пушкинской Мандельштам мог наблюдать решительных молодых людей — членов боевых организаций социал-революционеров, и в его словах о Борисе Синани можно понять, что тогда же складывалось и его собственное неприятие политического радикализма: «глубоко понимал сущность и внутренне еще мальчиком его перерос».
В те годы Мандельштам увлекается чтением Герцена и Блока, посещает концерты в Дворянском собрании и пишет стихи.
Окончив Тенишевское училище, Мандельштам много времени проводит за границей, посещает Францию, Италию. Вот несколько строк из письма В. В. из Парижа 27 апреля 908 года: «Живу я здесь очень одиноко и не занимаюсь почти ничем, кроме поэзии и музыки. Кроме я написал о и Сологубе и собираюсь писать о Затем немного прозы и стихов. Лето я собираюсь провести в Италии, а, вернувшись, поступить в университет и систематически изучать литературу и философию .
В 909– 910 гг. в университете Осип Эмильевич Мандельштам увлекается фией и филологией. В Петербурге он посещает собрания Религиозно-философского общества, членами которого были виднейшие мыслители и литераторы Бердяев, Мережковский, Философов, Иванов.
Осип Эмильевич сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется на Таврической у Вячеслава Иванова. Квартира Иванова располагалась в круглой башенной надстройке. Там собирались поэты, артисты, художники, ученые. Часто появлялись Блок, Белый, ологуб, Ремизов, Они читали и обсуждали стихи. А для молодых поэтов Иннокентий Федорович Вячеслав Иванов и Андрей Белый читали лекции.
Там, в стенах «Башни», Мандельштам впервые встретился с Ахматовой. Их дружба была едва ли не самым большим подарком судьбы им обоим. «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки», — пишет Ахматова.
Статьи и небывалая поэзия Анненского оказали сильное влияние на Мандельштама и Ахматову. Они называли Анненского своим учителем. Вот что писал Анненский в первом номере журнала «Аполлон» во вступительной статье: «Наступает эпоха устремлений… к новой правде, к глубоко-сознательному и стройному творчеству: от разрозненных опытов — к закономерному мастерству, от расплывчатых эффектов — к стилю. Только строгое искание красоты, только свободное, стройное и ясное, только сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа и лженоваторства». Это была программа нового направления, означавшая разрыв с символизмом.
В редакции часто проводились выставки нового искусства: женские портреты Бакста, Кустодиева, Пастернака, Серова, Сомова, графика Гогена, Ренуара, Часто там собирались авторы журнала, и нередко бывал Мандельштам. В «Аполлоне» печатались А. Мейерхольд, Иванов Волошин, «Письма о русской поэзии» Гумилева, стихи Анненского, Гумилева, Журнал иллюстрировали Бакст, Митрохин.
В 1910 году в августе, вышел девятый номер «Аполлона», там были напечатаны пять стихотворений Мандельштама, в том числе , это был его литературный дебют:
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Не нарушаемая связь.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,>
С < первоосновой жизни слито!
В русской поэзии зазвучал новый голос:
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть!
В 1911 году оформляется объединение "Цех поэтов". В него вошли Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Лозинский, Зенкевич. "Цех" собирался три раза в месяц. На первом собрании был Блок. обирались у Лизы Кузьминой-Караваевой на Манежной площади, в Царском Селе на Малой улице у Гумилевых, у Лозинского на острове, у в кадемии художеств. На заседаниях читали и разбирали стихи. Гумилев требовал развернутых выступлений "с придаточными предложениями". Новых членов "Цеха" выбирали тайным голосованием после прослушивания их стихов. По свидетельству Ахматовой, в "Цехе поэтов" Мандельштам "очень скоро стал первой скрипкой". Ахматова говорила после одного из собраний: "Сидят человек десять-двенадцать, читают стихи, то хорошие, то заурядные, внимание рассеивается, слушаешь по обязанности, и вдруг будто лебедь взлетает над всеми — читает Осип
В жизни "Цеха" было много от литературной игры, сочиняли эпиграммы, пародии, "Антологию античной глупости", "щедрым сотрудником" которой был Мандельштам.
где ты была? — Я лежала в Морфея.
Женщина, ты солгала, в них я покоился сам.
Пример неподражаемой самоиронии Мандельштама являет его письмо Вячеславу Иванову, где упоминается его новый знакомый, секретарь Религиозно-философского общества Каблуков
Дорогой Вячеслав Иванович!
С. Каблуков есть лицо не заслуживающее доверия, и все, что он клеветал — ложь, и та строчка из моего стихотворения, которую он цитировал в своем письме к вам, читается без "в
Неудержимо падай
Таинственный фонтан,
а не "в таинственный", как он утверждает; а если я в бытность мою в Париже упал в Люксембургский фонтан, читая — то это мое дело.
И. Мандельштам.
Ахматова вспоминает, как Мандельштам приходил к ней на остров в Тучков переулок: "смешили мы друг друга так, что падали на поющий всеми пружинами диван на "Тучке" и хохотали до обморочного состояния…"
"Цех поэтов" не был однородным объединением, состав его менялся довольно сильно. Но в нем сформировалась группа талантливых поэтов — единомышленников, которые выработали эстетическую программу, названную ими акмеизмом. Ядро акмеистов составляли Гумилев, Ахматова, Мандельштам. "Несомненно, символизм явление 19 века, — писала Ахматова. — Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми 20 века и не хотели оставаться в дущем". Мандельштам говорил, что "акмеизм это тоска по мировой культуре" что для акмеизма характерна "мужественная воля к поэзии и поэтике, в центре которой стоит человек, не сплющенный в лепешку лжесимволическими ужасами, а как хозяин у себя дома. Все стало тяжелее и громаднее, потому и человек должен стать тверже, так как человек должен быть тверже всего на земле". И далее: Акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. "Хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья; и Господа и дьявола равно прославлю я", — сказал Это убогое никогда не повторится в русской поэзии. венный пафос русской поэзии до сих пор поднимался только до "гражданина", но есть более высокое начало, чем "гражданин", — понятие "мужа". В отличие от старой гражданской поэзии, новая русская поэзия должна воспитывать не только гражданина, но и "мужа".
В 1911 году Мандельштам поступает на отделение факультета Петербургского университета. Он слушает лекции видных ученых А. Н. посещает пушкинский семинар С. А. под влиянием молодого ученого В. увлекается культурой Ассирии, Египта, древнего Вавилона.
В 19 3 году выходит первая книга Мандельштама "Камень". Этой книгой двадцатидвухлетний Мандельштам заявил себя зрелым поэтом: в ней н т вещей, нуждающихся в скидке на возраст автора. Давно уже стали классикой стихи из "Камня "Дано мне тело — что мне делать с ним", "С годня дурной день", "Я ненавижу свет однообразных звезд". Почти одновременно с выходом "Камня" в журнале акмеистов "Гиперборей" были напечатаны "Петербургские строфы". Петербургская тема в русской поэзии неотделима от имени Пушкина, и здесь необходимо сказать о ушкинском влиянии на Мандельштама. Ахматова пишет, что "к Пушкину у Мандельштама было какое-то небывалое, почти грозное отношение". Как русский поэт, тем более, как поэт петербургский, Мандельштам не мог е испытывать мощного силового поля пушкинской поэзии. Однако "грозное отношение" и особое целомудрие, запрещавшее ему у оминать имя Пушкина "всуе" (оно лишь дважды упомянуто в стихах Мандельштама связаны также и с биографическими причинами. Детство Мандельштама прошло в Коломне, где была первая петербургская квартира Пушкина после Лицея. Здесь молодой Пушкин бывал у Никиты Всеволожского на заседаниях "Зеленой лампы", в Большом театре, в церкви Покрова, упомянутой им в поэме "Домик в Коломне". училище с его гуманистической системой воспитания, с незаурядными п дагогами и поэтическими вечерами было для Мандельштама в большой степени т м, чем был Лицей для Пушкина, здесь он впервые почувствовал себя поэтом. С детства ему, жителю Павловска, было близко и арское ело, позже он бывал в Царском у Гумилева и Ахматовой. Параллели мы находим и в раннем осознании своего таланта, и в единодушном признании его первенства друзьями-поэтами, и в прирожденном остроумии. овременники отмечали даже внешнее сходство молодого Ма дельштама с Пушкиным В стихах и прозе Мандельштама встречается множество свидетельств глубокого постижения поэзии Пушкина и его судьбы. Лишь учитывая все это, можно представить, что значила для него петербургская тема.
Необходимо также принять во внимание, что искусство десятых годов заново открывало Петербург. Достаточ о вспомнить графику и стихи Блока, роман Белого.
Эти художники, каждый по-своему, творили миф о Петербурге. И вот, рядом со "страш ым миром" Блока ("Ночь, улица, фонарь, аптека "Петербургом" Белого, с трагическими видениями возникают неторопливые строфы Мандельштама:
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна — как броненосец в доке –
Россия отдыхает тяжело.
А над — посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства крепкая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба –
Онегина старинная тоска;
На площади Сената — вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход –
Чудак Евгений — бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
покойный стих "Петербургских строф" как будто порожден самой архитектурой классицизма. В тягучих строках предстает простор невской дельты, протяженность парадных ансамблей. Современный язык, насыщенность деталями создают ощущение свежести классического стиха.
Здесь изображен реальный пейзаж: Сенатская площадь, Дворцовая набережная, Пеньковый буян. Однако это не просто рисунок с натуры. Пейзаж заряжен историей. Связывая прошлое с настоящим, он несет ясное ощущение конца эпохи.
Тема дряхлеющего государства, доживающего век на покое, возникает в "Петербургских строфах" не впервые. Годом раньше в стихотворении "Царское Село" Мандельштам писал:
...однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая "Ниву" и Дюма...
. . . . . . . .
И возвращается домой –
Конечно, в царство этикета,
Внушая тайный страх, карета
С мощами фрейлины седой –
Что возвращается домой...
Но в "Петербургских строфах" покой неустойчив; "площадь Сената" и "броненосец в доке" несут предчувствие социальных потрясений и войны. Это небольшое стихотворение обладает поразительн смысловой емкостью. Здесь и историческая роль Петербурга — окна в Европу ("Над Невой посольства полумира и запоздалое развитие: единственной примете нового времени, "моторам", против стоят сани, склад пеньки, мужики, торгующие сайками и сбитнем, и покой правительственных зданий в снежной мути. Здесь и ук восстания на Сенатской площади, неудача которого откликается в тоске Онегина, и драма маленького человека ("чудак Евгений Перед нами огромная сцена, медленно вращающаяся вокруг неназванного Медного всадника.
В том же 1913 году Мандельштам пишет еще одно стихотворение о Петербурге — "Адмиралтейство".
Ладья во душная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Прославляя ремесло строителя, Мандельштам дает здесь ставшую хрестоматийной формулу красоты. Афористический стих воссоздает воздушные пропорции классической постройки, одобной кораблю, и ее особое положе ие в планировке левобережной части города, разбегающейся тремя лучами от "мачты-недотроги". В последней строфе явственен за ах моря:
Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря –
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря!
В художественной жизни Петербурга десятых годов заметным явле ием стало литературно-художественное кабаре "Бродячая собака". Владельцем и душой его был Борис Пронин, успевший поработать и в и в театре "Бродячая собака" открылась под новый 1912 год в подвале дома на углу Италья ской улицы и Михайловской площади. Кабаре было задумано в рамках Общества интимного театра. В нем устраивались концерты, вечера поэзии, им рови ированные спектакли, в оформлении которых художники стремились связать зал и сцену. Помещение "Бродячей собаки" расписывали . В. . А. Яковлев, апунов, Б. Григорьев. Здесь бывали Хлебников, Маяковский, Мейерхольд, Таиров, во время ежегодных гастролей МХТ заходил Вахтангов.
овременники так описывают обстановку "Собаки "Окон в подвале е было. Две изкие комнаты расписаны яркими, пестрыми красками, сбоку буфет. Небольшая сцена, столики, скамьи, камин. Горят цветные фонарики. В подвале душно, накурено, но весело".
"Цех поэтов" облюбовал подвал с самого его возникновения. Уже 13 января 1912 года на вечере, посвященном Бальмонту, выступали Гумил в, Ахматова, Мандельштам, В.
Акмеисты любили "Собаку". Там устраивались их поэтические вечера и диспуты, там рождались шутки и экспромты. К "Собаке" относятся строки:
Да, я любила их, те сборища ночные, –
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
С "Бродячей собакой" связано возникнове ие одного из лучших стихотворений Мандельштама. Вот что рассказывает Ахматова: "В январе 1914 г. Пронин устроил большой вечер "Бродячей собаки" не в подвале у себя, а в каком-то большом зале на Конюшенной. Об чные посетит ли терялись там среди множества "чужих" (т. чуждых всякому искусству) людей. Было жарко, людно, шумно и довольно бестолково. Нам это наконец надоело, и мы (ч ловек 20–30) пошли в "Собаку" на Михайловской площади Там было темно и прохладно. Я стояла на эстраде и с кем-то разговаривала. Несколько человек из зала стали просить м ня почитать стихи.
Не ме яя позы, я что-то прочла. Подошел Осип: "Как вы стояли, как вы читали" и еще что-то про "шаль". Так возникло "Вполоборота, о, печаль..."
Вполоборота, о, печаль!
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Зловещи голос — горький хмель –
Души расковывает недра:
Так — негодующая –>
С < тояла некогда
В августе 1914-го взорвался европейский мир.
Европа цезарей! тех пор, как в
Гусиное перо направил –
Впервые за сто лет и на глазах моих
Меняется твоя таинственная карта!
Война порождает резкую поляризацию общественного мнения. Первый после начала военных действий номер "Аполлона" 6–7, 1914) открылся стихотворением издат ля журнала Сергея "Война", предвещавшим триумф: " оединит орел двуглавый народы братские окр ст". Однако уже в этом выпуске "Аполлона" зазвучали пророч ские строки Ахматовой: " роки страшные близятся. Скоро станет т сно от свежих могил
На известие о бомбардировке немцами собора Мандельштам откликнулся стихотворением "Реймс и Кельн
И в грозный час, когда густеет мгла,
Немецкие поют колокола:
"Что сотворили вы над братом?"
Затем о пиш т "Оду миру во время войны" (в окончательном варианте "Звери ец"
Отв рженное слово "мир"
В начале оскорбленной эры;
С етильник в глубине пещеры
И воздух горных стран — эфир;
Эфир, которым не сумели,
Не захотели мы дышать...
Он провидит будущий мир как интернациональную европейскую общность:
А я пою вино времен –
Источник речи италийской –
И в колыбели>
С < лавянский и герма ский лен!
В зверинце заперев зверей,
Мы успокоимся надолго
И станет полноводней Волга,
И рейнская струя светлей, –
И умудренный человек
Почтит невольно чужестранца,
Как полубога, буйством танца
На берегах великих рек.
Размышления Мандельштама об историческом пути России были связаны с идеями Чаадаева и Герцена. В 1914 году в статье о Чаадаеве он писал: "С глубокой, неискоренимой потребностью единства, высшего исторического синтеза родился Чаадаев в России... У него хватило мужества сказать России в глаза страшную правду, — что она отрезана от всемирного единства, отлучена от истории, этого "воспитателя народов Богом". Дело в том, что понимание Чаадаевым истории исключает возможность всякого вступления на исторический путь. Мало одной готовности, мало доброго желания, чтобы "начать" историю. вообще невозможно начать. Не хватает преемственности, единства. Единства не создать, не выдумать, ему не научиться. Где нет его, там в лучшем случае — "прогресс", а не история, механическое движение часовой стрелки, а не священная связь и смена событий Разговор с Чаадаевым продолжается в статье "О природе слова "Чаадаев, утверждая свое мнение, что у России нет истории, то есть что Россия принадлежит к неорга изованному, неисторическому кругу культурных явлений, упустил одно обстоятельство, — именно: язык. Столь высоко организованный, столь органический язык не только дверь в историю, но и сама история. Для России отпадением от истории, отлучением от царства исторической необходимости и преемственности, от свободы и целесообра ности было бы отпадение от языка. "Онемение" двух-трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти... Поэтому совершенно верно, что русская история идет по краешку .. и готова каждую минуту сорваться в нигилизм, то есть в отлучение от слова."
началом войны в Петрограде стали устраивать вечера в пользу раненых. Вместе с Блоком, Ахматовой, Есениным Мандельштам выступает в и Петровском училищах. Его имя не раз встречается в газетных заметках об этих вечерах.
В декабре 1915 года Мандельштам выпускает второе издание "Кам я", по объему почти втрое больше первого. Во второй "Камень" вошли такие шедевры, как "Вполоборота, о, печаль" ("Ахматова Гомер. Тугие паруса", "Я не увижу знаменитой борник включал и новые стихи о Петербурге: "Адмиралтейство", "На площадь выб жав, свободен" (Казанский собор) с подзаголовком "Памяти "Дев полуночных отвага", "В спокойных пригородах снег". Второй "Кам нь" получил значительно больше откликов, чем первый. "Это одна из тех редких книг, — писал критик "Одесских новостей", — значительность которых уже заранее надолго предопределяет их судьбу. Осип Мандельштам сохраняет своеобразие поэтического лица — в поэзии современной и прошлой у него нет двойников. Какие бы нити ни связывали ма с акмеизмом, — а в более раннюю пору и с символизмом, — в целом его творчество минует всякие поэтические школы и влияния. В современности он хочет выявить ее сущность".
В начале 1916 года в Петроград приезжала Марина Цветаева. На литературном вечере она встретилась с петроградскими поэтами. этого "нездешнего" вечера началась ее дружба с Мандельштамом. В своей прозе "История одного посвящения" она рассказывает, как Мандельштам приезжал к ней, и она дарила ему свою любимую Москву:
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
От этих встреч остались знаменитые цветаевские строки "Откуда такая нежность", "Ты запрокидываешь голову", "Никто ничего не отнял
Я знаю: наш дар — неравен.
Мой голос впервые — тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас — через сотни
Разъединяющих лет.
Мандельштам ответил ей стихами "На розвальнях, уложенных соломой", "В разноголосице девического хора", "Не веря воскресенья чуду
Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.
Российский корабль неумолимо двигался к октябрю семнадцатого года. С начала века страна жила ожиданием больших перемен. Реальность оказалась суровее всех предположений. Немногие сохранили тогда трезвость взгляда перед лицом грандиозных событий, и только Мандельштам ответил на вызов истории стихами ветхо аветной мощи:
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы, –
О, солнце, судия, народ!
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть, тот н слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.
Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скри учий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи.
Как плугом океан деля,
Мы будем помнить и в стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
Сведения о Мандельштаме в первые месяцы после октября 1917 г. мы находим у Ахматовой: "Особенно часто я встречалась с Мандельштамом в 1917–18 годах, когда жила на у Срезневских (Боткинская, 9 в квартире старшего врача Вячеслава Срезневского, мужа моей одруги Вал рии Сергеевны. Мандельштам часто заходил за мной, и мы хали на извозчике по невероятным ухабам р волюционной зимы, среди знаменитых костров, которые горели чуть ли е до мая, слушая неизвестно откуда н сущуюся ружейную трескотню. Так мы ездили на выступления в Академию худож ств, где происходили вечера в пользу раненых и где мы оба несколько раз выступали. Был со мной О. на концерте в консерватории, где она пела (см. "Нам пели К этому времени относятся все обращенные ко мне стихи: "Я не искал в цветущие мгновенья" (декабрь 1917 года). "Твое чудесное ко мне относится странное, отчасти сбывшееся предсказание:
Когда нибудь в столице шалой
На диком празднике у берега
Под звуки омерзитель ого бала
Сорвут платок с прекрасной головы..."
В начале весны 19 8 года Мандельштам уезжает в Москву. По-видимому, последнее из написанных перед отъездом стихотворение "На страшной высоте блуждающий огонь
Прозрачная весна над черною Невой
Сломалась, воск бессмертья тает...
О, если ты звезда, — город твой,
Твой брат, умирает!
Начинаются скитания Мандельштама по России: Москва, Киев, Ф одосия...
Я изучил науку расставанья
В простоволосых жалобах ночных.
Жуют волы, и длится ожиданье –
Последний час городских...
Кто может знать при слове "расставанье",
Какая нам разлука предстоит...
В 1919 г. в Киев Мандельштам познакомился с двадцатилетней Надеждой Яковлевной которая стала его женой Волны ской войны прокатывались через Киев. Горожане потеряли счет сменам власти. Мандельштама тянуло на юг. Казалось, там можно пережить грозные времена.
Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
Я убежал и нереидам на Черное море...
После целого ряда приключений, побывав во тюрьме, Манд льштам осенью 1920 г. возвращается в Петроград. Вот как выглядел город в то время, по воспоминаниям Ахматовой: "Все старые петербургские вывески были еще на своих местах, но за ними, кроме пыли, мрака и зияющей ничего не было. Сыпняк, голод, расстрелы, темнота в квартирах, сырые дрова, опухшие до н узнаваемости люди... Город не просто изменился, а решительно превратился в свою противоположность".
Мандельштам поселился в "Доме искусств" — особняке на Мойке, 59, превращенном в общежитие для писателей и художников.
В "Доме искусств" жили Гумилев, Шкловский, Лозинский, Зощенко, художник у которого собирались ветераны "Мира искусства".
"Жили мы в убогой роскоши Дома искусств, — пишет Мандельштам, — в Елисеевском доме, что выходит на Морскую, Невский и на Мойку, поэты, художники, ученые, странной семьей, полупомешанные на пайках, одичалые и сонные... Это была суровая и прекрасная зима 20–21 года .. Я любил этот Невский, пустой и черный, как бочка, оживляемый только лазастыми автомобилями и редкими, редкими прохожими, взятыми на учет ночной пустыней
21 октября 1920 года Мандельштам впервые выступал в Клубе поэтов в доме (Литейный, 24) Присутствовавший на вечере Блок отметил это выступление в своем дневнике, особо выделив "Венецию" жизни, мрачной и бесплодной
Недолгие месяцы пребывания Мандельштама в Петрограде в 1920–21 гг. оказались на редкость плодотворными. В эту пору им созданы такие жемчужины, как стихи, обращенные к актрисе Александри ского театра Ольге Арбениной "Чуть мерцает призрачная сцена", "Возьми на радость из моих ладоней", "За то, что я руки твои не сумел удержать", стихи "Когда Психея-жизнь спускается к теням" и "Я слово позабыл
Вот Петроград зимы 20–21 года:
Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
("В Петербурге мы сойдемся снова")
В пустом, промерзшем и голодном городе Мандельштам создает одно из лучших любовных стихотворений. Оно как будто напечатлено горячим дыханием на заледеневшем стекле:
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи, -
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
Они уршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина — дремучий лес
Их пища — время, медуница, мята.
Возьми ж на радость дикий мой подарок –
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.
Через много лет Арбенина напишет в письме художнику "Теперь отвечу на твой вопрос о Мандельштаме. Мы с Мандельштамом очень весело болтали, и непонятно, почему получилась такая трагедия в стихах — теперь я с грустью понимаю его жизнь, и весело — наше короткое знакомство. Молодые поэты говорят о нем как о величайшем поэте эпохи... Я рада, что послужила темой для стихов... Могу еще добавить, что... он был добрый и хороший человек. Ты, я помню, называл его стихи холодными — а мне они кажутся горячими, как мало у кого
"Как воспоминание о пребывании в Петербурге в 1920 г., — пишет Ахматова, — кроме изумительных стихов к О. Арбениной, остались еще живые, выцветшие, как наполеоновские знамена, афиши того времени о вечерах поэзии, где имя Мандельштама стоит рядом с Гумилевым и Блоком"
В феврале 921 года Мандельштамы уехали в Москву. Надежда Яковлевна так объясняет причины отъезда: "В Петербурге двадцатого года Мандельштам свое "мы" не нашел. Круг друзей поредел... Гумилева окружали новые и чужие люди.. Старики из религиозно-философского общества тихо вымирали по своим углам..."
Лето и осень 1921 г. Мандельштамы провели в Грузии. Там их астало известие о гибели Гумилева. С этим связаны трагические стихи Мандельштама "Концерт на вокзале" ("На тризне милой тени в последний раз нам музыка звучит") и "Умывался ночью на дворе". Последнее из этих стихотворений перекликается с "Страх, во тьме перебирая вещи Мандельштам писал Анне Андреевне: "Знайте, что я обладаю способностью вести воображаемую беседу только с двумя людьми: с лаем Степановичем и с Вами. Беседа с Колей не прерывалась и никогда не прервется".
В 1922–23 годах у Мандельштама выходят три стихотворных сборника: (1922), "Вторая книга" (1923), "Камень" (3-е издание, 1923).
Его стихи и статьи печатаются в Петрограде, Москве, Берлине. В это время Мандельштам пишет ряд статей по важнейшим проблемам истории, культуры и гуманизма: "Слово и культура", "О природе слова", "Девятнадцатый век", "Пшеница человеческая", "Конец романа".
Едва ли не единственным критиком, оценившим ти полные глубоких мыслей работы Мандельштама, был князь Дмитрий Петрович В парижском журнале "Современные записки" он писал:
" татьи Мандельштама разбросаны по журналам... читатели которых весьма мало интересуются умом и историей. Читатели "Аполлона" не могли оценить даже если и прочли, статью Мандельштама о Чаадаеве, напечатанную еще в 1915 г., и уже дающую почти полную меру его культурно-исторической зоркости Как в некоторых стихах, так и в этих статьях — Мандельштама занимают ценности культурно-исторические... удьбы русской культуры в XIX веке особенно интересуют Мандельштама. Он продолжает линию мысли Герцена, Чаадаева, Григорьева... Связана его мысль и с Блоком, с которым его особенно роднит гениальная конкретность исторического воз рения, но полная свобода от символизма полагает резкую грань между ним и Блоком".
Летом 1924 г. Мандельштам приезжает в Ленинград. По-видимому, этот приезд был связан с издательскими делами. В этот раз он останавливался на ул. Герцена, 49. "Летом 1924 года Осип привел ко мне (Фонтанка, 2) свою молодую жену, — вспоминает Ахматова. — С этого дня началась моя дружба с Издательские дела были связаны с предполагавшейся публикацией в новом журнале "Ленинград" записок Мандельштама. Записки вышли в марте 1925 г. отдельной книгой "Шум времени" в ленинградском издательстве "Время". По выражению Ахматовой, это был "Петербург, увиденный сияющими глазами пятилетнего ребенка".
В следующем году Мандельштам снова был в Ленинграде. "В 1925 году, — пишет Ахматова, — я жила с Мандельштамами в одном коридоре в пансионе Зайцева в Царском Селе. И Надя и я были тяжело больны, лежали, мерили температуру".
Большую часть 1930 года Мандельштамы провели в Армении. Результатом этой поездки явилась проза "Путешествие в Армению" и стихотворный цикл "Армения". Из Армении в конце 1930 года Мандельштамы приехали в Ленинград. Остановились у брата Мандельштама, Евгения на острове. Хлопотали о квартире, но в писательской организации было сказано, что в Ленинграде им жить не разрешат. Причин не объясняли, но перемена атмосферы уже чувствовалась во всем. Именно тогда были написаны стихи "Куда как страшно нам с тобой", "Я вернулся в мой город", Помоги, Господь, эту ночь прожить", "Мы с тобой на кухне посидим". Впервые он оказался чужим в своем городе.
Петербург! я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
В январе 1931 года Мандельштамы уехали в Москву:
В год тридцать первый от рожденья века
Я возвратился, нет — считай: насильно
Был возвращен в буддийскую Москву,
А перед тем я все-таки увидел
Библейской скатертью богатый Арарат
И двести дней провел в стране субботней,
Которую Арменией зовут.
Первая же вещь, написанная после отъезда, посвящена родному городу, который еще не раз будет появляться в стихах:
Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
В Мос ве Мандельштам много пишет Кроме стихов, он работает над большим эссе "Разговор о Данте". Но печататься становится практически невозможно. За публикацию последней части "Путешестви в Армению" в ленинградской "Звезде" был снят редактор Цезарь
В 1933 году Мандельштам побывал в Ленинграде, где были устроены два его вечера. Ахматова пишет об этом в своих воспоминаниях: "В Ленинграде его встречали как великого поэта, persona и к нему в Европейскую гостиницу на поклон пошел весь литературный Ленинград (Тынянов, Эйхенбаум, и его приезд и вечера были событием, о котором вспоминали много лет".
Мандельштам раньше многих почувствовал истинную суть происходящих в стране перемен Еще в стихотворении "1 января 924 года" он писал:
Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,
Еще немного — оборвут
Простую песенку о глиняных обидах
И губы оловом зальют.
В 1933 году он побывал в Крыму, видел задушенную голодом Украину.
Природа своего не узнает лица,
И тени страшные Украины, Кубани...
Как в туфлях войлочных голодные крестьяне
Калитку стерегут, не трогая кольца...
Осенью того же года он пишет: "Мы живем, под собою не чуя страны", Последние два стихотворения, а также "За гремучую доблесть грядущих веков" (1931 г.) послужили, по-видимому, непосредственным поводом для ареста Мандельштама 13 мая 1934 года. Приговор — три года ссылки. Под конвоем его отправляют в на Каме. После хлопот Ахматовой и Пастернака Чердынь заменяется Воронежем. Несмотря на слабое здоровье, после Лубянки, при отсутствии денег и работы, при самом неопределенном будущем Мандельштам сочиняет непрерывно. Об этих стихах Ахматова скажет, что "Мандельштам и в годы воронежской ссылки продолжал писать вещи неизреченной красоты и мощи".
Я обращался к воздуху — слуге,
Ждал от него услуги или вести,
И собирался в путь, и плавал по дуге
Неначинающихся путешествий...
"Вооруженный зреньем узких ос", он вспоминает Италию и Францию, Крым и Грузию, и, конечно, свой единственный город:
Нынче день какой-то желторотый –
Не могу его понять, –
И глядят приморские ворота
В якорях, в туманах на меня.
Тихий, тихий по воде линялой
Ход военных кораблей,
И каналов узкие пеналы
Подо льдом еще черней.
Слышу, слышу ранний лед,
Шелестящий под мостами,
Вспоминаю, как плывет
Светлый хмель над головами.
Так гранит ернистый тот
Тень моя грызет очами,
Видит ночью ряд колод,
Днем казавшихся домами,
Или тень баклу и бьет
И позевывает с вами,
Иль шумит среди людей,
Греясь их вином и небом,
И несладким кормит хлебом
Неотвязных лебедей...
В Воронеже Мандельштама навестила Ахматова. Под впечатлением этой поездки она написала "А город весь стоит оледенелый":
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза, в свой черед,
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в Калинине. Осенью 1937 года Осип с Надеждой Яковлевной приезжали на два дня в Ленинград. Останавливались у поэта В. В маленькой квартирке Стенича Мандельштам виделся с Ахматовой. Возможно, именно там она показала ему свое стихотворение "Немного географии" ("Нестолицею европейской"), в котором он "принял (справедливо) последний стих" о Ленинграде на свой счет:
Он, воспетый первым поэтом,
Нами грешными и тобой.
Второй и последний раз его арестовали в мае 1938 года. В официальном извещении было сказано, что он умер 27 декабря того же года в лагере под Владивостоком.
В конце нашего века, когда мы остро чувствуем, как спрессовалось время и вплотную приблизились годы революции, мы слышим несущийся оттуда чистый голос. В смутном двадцать первом году, во времена голода и террора, когда, казалось, кончилась история, на пожарище апокалипсиса прозвучали эти слова надежды
Люблю под сводами тишины
Молебнов, панихид блужданье
И трогательный чин — ему же все должны, –
У Исаака отпеванье.
Люблю священника неторопливый шаг,
Широкий вынос плащаницы
И в ветхом неводе мрак>
Великопостныя < седмицы.
Ветхозаветный дым на теплых алтарях
И иерея возглас сирый,
Смиренник царственный — снег чистый на плечах
И одичалые порфиры.
Соборы вечные Софии и Петра,
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра
И риги Нового Завета.
Не к вам влечется дух в годины тяжких бед,>
С < юда влачится по ступеням>
Широкопасмурным < несчастья волчий след,
Ему ж вовеки не изменим:>
Зане < свободен раб, преодолевший страх,
И сохранилось свыше меры
В прохладных житницах в глубоких закромах
Зерно глубокой, полной веры.
Мандельштам сравнивал поэзию с письмом, брошенным в бутылке в океан. Полвека шла эта посылка через толщу времени, и сегодня его поэзия прорастает в нашей культуре возрождающимся духом гуманизма.
Приложение
ЛАСТОЧКА
Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветет,
Прозрачны гривы табуна ночного,
В сухой реке пустой челнок плывет,
Среди кузнечиков беспамятствует слово.
И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прокинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья,
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
Все не о том прозрачная твердит,
Все ласточка, подружка, Антигона...
А на губах, как черный лед, горит
Стигийского воспоминанье звона.
1920
В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем.
В черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен родные очи,
Все цветут бессмертные цветы.
Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
Мне не надо пропуска ночного,
Часовых я не боюсь:
За блаженное, бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь.
Слышу легкий театральный шорох
И девическое "ах" –
И бессмертных роз огромный ворох
У Киприды на руках.
У костра мы греемся от скуки,
Может быть, века пройдут,
И блаженных жен родные руки
Легкий пепел соберут.
Где-то грядки красные партера,
Пышно взбиты шифоньерки лож,
Заводная кукла офицера –
Не для черных душ и низменных святош...
Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи
В черном бархате всемирной пустоты.
Все поют блаженных жен крутые плечи,
А ночного солнца не заметишь ты.
1920
КОНЦЕРТ НА ВОКЗАЛЕ
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами,
Дрожит вокзал от пенья Аонид,
И снова, паровозными свистками
Разорванный, скрипичный воздух слит.
Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.
Железный мир опять заворожен.
На звучный пир в элизиум туманный
Торжественно уносится вагон:
Павлиний крик и рокот фортепьянный.
Я опоздал. Мне страшно. Это — сон.
И я вхожу в стеклянный лес вокзала,
Скрипичный строй в смятеньи и слезах.
Ночного хора дикое начало
И запах роз в гниющих парниках –
Где под стеклянным небом ночевала
Родная тень в кочующих толпах...
И мнится мне: весь в музыке и пене,
Железный мир так нищенски дрожит.
В стеклянные я упираюсь сени.
Горячий пар зрачки смычков слепит.
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!
1921
ЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Декабрь 1930
Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин;
Острый нож да хлеба каравай...
Хочешь, примус туго накачай,
А не то веревок собери
Завязать корзину до зари,
Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал.
Январь 1931
С миром державным я был лишь ребячески связан,
Устриц боялся и на гвардейцев смотрел исподлобья –
И ни крупицей души я ему не обязан,
Как я ни мучил себя по чужому подобью.
С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой
Я не стоял под египетским портиком банка,
И над лимонной Невою под хруст сторублевый
Мне никогда, никогда не плясала цыганка.
Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
Я убежал к нереидам на Черное море,
И от красавиц тогдашних — от тех европеянок нежных –
Сколько я принял смущенья, надсады и горя!
Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
Он от пожаров еще и морозов наглее –
Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый!
Не потому ль, что я видел на детской картинке
Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой,
Я повторяю еще про себя под сурдинку:
Лэди Годива, прощай... Я не помню, Годива...
Январь 1931
Слышу, слышу ранний лед,
Шелестящий под мостами,
Вспоминаю, как плывет
Светлый хмель над головами.
С черствых лестниц, с площадей
С угловатыми дворцами
Круг Флоренции своей
Алигьери пел мощней
Утомленными губами.
Так гранит зернистый тот
Тень моя грызет очами,
Видит ночью ряд колод,
Днем казавшихся домами.
Или тень баклуши бьет
И позевывает с вами,
Иль шумит среди людей,
Греясь их вином и небом,
И несладким кормит хлебом
Неотвязных лебедей.
21–22 января 1937
Дев полуночных отвага
И безумных звезд разбег,
Да привяжется бродяга,
Вымогая на ночлег...
Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь — Петра созданье,
Медный всадник и гранит?
Слышу с крепости сигналы,
Замечаю, как тепло,
Выстрел пушечный в подвалы,
Вероятно, донесло.
И гораздо глубже бреда
Воспаленной головы
Звезды, трезвая беседа,
Ветер западный с Невы...
1913
В спокойных пригородах снег
Сгребают дворники лопатами;
Я с мужиками бородатыми
Иду, прохожий человек.
Мелькают женщины в платках,
И тявкают дворняжки шалые;
И самоваров розы алые
Горят в трактирах и домах.
1913
АДМИРАЛТЕЙСТВО
В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.