А. С. Пушкин, творчество которого явилось основным объектом литературных споров, очень скоро почувствовал необходимость вмешаться в них. Автор «Евгения Онегина» пришел к реализму не только путем творческих исканий, но и при помощи теоретических размышлений. Его многочисленные статьи, заметки, письма содержат богатейший материал по эстетике и критике, дающий возможность судить о художественных взглядах поэта-реалиста. В свое время этот материал только частично стал достоянием гласности. Однако позиция Пушкина в литературной борьбе была заявлена им с полной ясностью и определенностью. Сам Пушкин придавал большое значение разъяснению и пропаганде в периодической печати передовых литературных взглядов. Этим, по его мнению, должна была заняться литературная критика, состояние которой вызывало у поэта глубокую неудовлетворенность.
Вмешательство Пушкина в литературную полемику 20-х годов было связано с появившейся в «Вестнике Европы» критикой предисловия П. А. Вяземского к «Бахчисарайскому фонтану». Кри-тиК.»классик» усомнился в том, что Пушкин разделяет точку зрения Вяземского. Автор «Бахчисарайского фонтана» в письме к издателю «Сына отечества» (1824) заявил о своем согласии с Вяземским, поставив его статью неизмеримо выше писаний противников романтизма. На следующий год Пушкин выступил в журнале «Московский телеграф» со статьей «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» (1825), где он затронул вопрос о народности литературы. Но с Н. А. Полевым Пушкину оказалось не по пути. Не стал трибуной поэта-реалиста и «Московский вестник».
В 1825 г. начал издаваться альманах А. А. Дельвига (в сотрудничестве с О. М. Сомовым) «Северные цветы», объединивший поэтов пушкинского окружения и защищавший прогрессивные позиции в литературной борьбе второй половины 20-х годов. Последнюю книжку «Северных цветов» в 1832 г., после смерти Дельвига, издал Пушкин.
Близким Пушкину литературным органом стала «Литературная газета», основанная Дельвигом в 1830 г. Ближайшее участие в газете, помимо Пушкина и Дельвига, принимали П. А. Вяземский, П. А. Катенин, Е. А. Баратынский, Д. В. Давыдов, Н. М. Языков, Ф. Н. Глинка. В «Литературной газете» были анонимно напечатаны привезенные из Сибири стихотворения А. И. Одоевского и А. А. Бестужева. Здесь с главами из ранних повестей выступил Н. В. Гоголь и со стихами — начинающий А. В. Кольцов. Знаменателен интерес «Литературной газеты» к прозе, представленной отрывками из романов А. А. Погорельского (Перовского), повестями О. М. Сомова, очерками ряда молодых писателей, статьями научно-популярного характера. В отделе критики печатались статьи и рецензии Пушкина, Вяземского, Катенина, Дельвига, Сомова.
В «Литературной газете» Пушкин выступал с критическими рецензиями на роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский» и на альманах «Денница». В напечатанной здесь же заметке о журнальной критике (1830) Пушкин писал: «Критика в наших журналах или ограничивается сухими библиографическими известиями, сатирическими замечаниями, более или менее остроумными, общими дружескими похвалами, или просто превращается в домашнюю переписку издателя с сотрудниками, с корректором и проч.». Пушкин хотел, чтобы критика была принципиальной и всесторонней. Против Ф. В. Булгарина, обвинившего группу Пушкина — Дельвига в «аристократизме», поэт начал смелую полемику, вылившуюся в острую критику булгаринской «партии» в литературе и главным образом самого Булгарина, политическую реакционность которого Пушкин заклеймил в уничтожающих эпиграммах и фельетонах (последние были напечатаны в журнале «Телескоп»).
В середине 1831 г. «Литературная газета» прекратила свое существование, отчасти в связи со смертью Дельвига, а главное — вследствие невозможности в тогдашних цензурно-политических условиях придать газете то направление, которое отвечало задачам Пушкина и других прогрессивных литераторов. В течение нескольких лет Пушкин как критик почти не выступает в печати. Он долго и безуспешно хлопочет о разрешении издавать газету или журнал. Только через несколько лет ему было разрешено издание журнала «Современник».
Издатель «Современника» стремился сделать свой журнал проводником тех общественно-политических и литературных взглядов, которые сложились у него ко второй половине 20-х годов. В решении вопросов, стоявших в центре литературной борьбы 30-х годов — о художественных принципах литературы и условиях ее народности,- А. С. Пушкин выдвинул свою точку зрения, которая явилась высшим достижением литературно-эстетической мысли того времени.
Художественные взгляды Пушкина были дальнейшим развитием передовой эстетической мысли — и русской, и западноевропейской. С большим интересом относился Пушкин к идеям прогрессивного романтизма, в частности к их изложению в книге де Сталь «О Германии». Прекрасно был осведомлен Пушкин и о русской литературной теории, как она складывалась в трудах писателей предшествующего времени начиная с М. В. Ломоносова. Высшее достижение этой теории — эстетика русского революционного романтизма во многом была близка Пушкину, который спорил и соглашался с В. Ф. Раевским, живо откликался, и критически и положительно, на статьи В. К. Кюхельбекера и А. А. Бестужева. И все же ни у просветителей, ни у романтиков Пушкин не мог найти теоретического обоснования для своих творческих исканий. Основоположнику русского реализма пришлось самому осмысливать направление своего творчества. Будучи свободным от эстетического догматизма и опираясь на свой творческий опыт, Пушкин закладывает основы эстетики «истинно романтической» или, как мы говорим теперь, реалистической.