Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Утверждение идеи революции в поэме В.В. Маяковского "Хорошо!"

Сочинение на тему «Утверждение идеи революции в поэме В.В. Маяковского «Хорошо!»»

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою —
ведь мы свои же люди, —
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Итак, «Хорошо!» — памятник революции и социализму. Маяковский стремится утвердить здесь героику революционных и послереволюционных будней: «Я дни беру из ряда дней, что с тышей дней в родне. Из серой полосы деньки…» Поэт подчеркивает, что отказывается от свободного полета творческой фантазии, а пытается облечь в поэтическую форму строгие исторические факты:
Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети, строфа!
Воспаленной губой
припади
и попей
из реки
по имени — «Факт».
«Хорошо!» — это поэтическая история Октябрьской революции, гражданской войны и первых лет социалистического строительства. Сегодня мы в своем большинстве иначе оцениваем эти события, чем оценивал их тогда Маяковский, оцениваем скорее со знаком минус. Но надо помнить, что поэт был свято убежден в правоте то* о дела, которое воспевал, и, быть может, одной из причин его самоубийства стало разочарование в реальной практике социализма в СССР. В поэме «Хорошо!» все события, порой даже самые незначительные, высвечиваются одной главной идеей — идеей возникновения нового государства, где власть, как думал поэт, принадлежит трудящимся. Маяковский в то же время всячески подчеркивает молодость социалистического отечества. СССР для него — «весна человечества», «страна-подросток». И недостатки, которые поэт-сатирик зорко подмечал в послереволюционной действительности, казались ему следствием «болезни роста». Маяковский верил, что в зрелом социалистическом обществе они будут быстро и сравнительно легко преодолены. На своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, поэт предварил чтение поэмы «Хорошо!» следующим комментарием: «Мне бы хотелось, чтобы это стихотворение не потеряло своего значения и дальше. — От первых дней Октябрьской революции, от потемок к восстанию, когда звенели шпоры дореволюционной вы-ковки и ходили офицеры, аксельбантами увешанные до пупов… Последняя часть — переход к стройке и радостный проход поэта и каждого гражданина Советской республики по улицам Москвы». Маяковский на московских улицах видит только ростки нового:
Я вижу —
где сор сегодня гниет,
где только земля простая —
на сажень вижу,
из-под нее
коммуны
дома
прорастают.
Поэт славит отечество, «которое есть, но трижды — которое будет», славит «планов наших… громадьё, размаха шаги саженьи». Он воспевает не только пока что далекое от идеала настоящее, но и светлое социалистическое будущее, в которое безоговорочно верит. И заканчивается поэма на оптимистической ноте:
Жизнь прекрасна
и удивительна.
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.
Этот оптимизм, как показала история, не оправдался. Советский Союз из эпохи молодости вскоре переместился в застойную старость, так и не одарив народ обещанными благами зрелого социалистического и коммунистического общества. Да и просуществовал СССР исторически весьма короткий срок — чуть более 70 лет. Однако поэма Маяковского пережила крушение государства, которое в ней воспето. И сегодня мы читаем «Хорошо!» не только как яркий поэтический, хотя и тенденциозный рассказ о великих исторических событиях, но и как гимн жизни, гимн всемогуществу человека, радости бытия, подлинному творчеству. И призыв Маяковского: «…Твори, выдумывай, пробуй!» остается в наших сердцах.