Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> «В мой жестокий век восславил я свободу...» (вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина)

Сочинение на тему ««В мой жестокий век восславил я свободу…» (вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина)»

«Свобода», «воля» — ключевые понятия творчества Алек­сандра Сергеевича Пушкина. Как сын своего века, он не мог оставаться в стороне от социальных потрясений России. В первую очередь к таким потрясениям нужно причислить, конечно, восстание декабристов. Все истинные патриоты того времени боролись за свободу, кто-то — с оружием в руках, кто-то — подобно Пушкину, своим творчеством.

Понятие свободы для поэта было весьма широко. Она была для него социальным, политическим, философским и нрав­ственным идеалом. Эти ипостаси свободы в совокупности оп­ределяют целостность жизни. Но нужно учесть, что миросо­зерцание поэта и понятие свободы менялись на протяжении всей его жизни по мере накопления собственного опыта и развития общества.

В молодости Пушкин, как свойственно почти всем людям, был чрезвычайно восторжен. В эти годы он не просто воспе­вал, он «горел» свободой.

Первое вольнолюбивое творение Пушкина появляется на свет в 1817 году. Это ода «Вольность». Она стала одним из его известнейших стихотворений и одним из наиболее точно вы­ражающих его взгляды. В нем юный поэт проявил себя как истинный гражданин своей страны, непримиримый враг ца­ризма («хочу… на тронах поразить порок»), словом, как де­кабрист. На первый план в стихотворении выведена не идея борьбы с самодержавием (хотя она немаловажна), а лозунг свободы человека и гражданина.

Не менее, чем свобода отдельного человека, поэта волну­ет . независимость Отчизны «от самовластья» («К Чаадаеву»). Здесь звучит непоколебимая вера в то, что настанут те свет­лые времена, когда Россия сбросит с себя оковы:

…Россия встрянет ото сна,

И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Пушкин потому и называется величайшим поэтом, что сумел донести не только до современников, но и до таких отдаленных потомков, как мы, свою боль и свою надежду. Личностный характер стихотворения подчеркивается жан­ром послания. Строки, обращенные к Чаадаеву, не бездуш­ный революционный лозунг, но стремление живой души.

Желание «вольности» для своей Родины неразрывно свя­зано у Пушкина с более приземленным, если можно так выразиться, «желанием» освобождения крестьян. Показательно в этом отношении стихотворение «Деревня». Пушкин, не та­ясь и не прикрываясь высокими словами, порицает «барство дикое» и «рабство тощее». Деревня, как будто созданная бо­гом для отдохновения и созерцания, становится островком все того же «самовластья». Неудивительно, что поэт под­вергался наибольшим гонениям именно за «Вольность» и «Де­ревню» (которая явилась в некотором роде продолжением «Вольности»).

Если прослеживать творчество Пушкина дальше, то мож­но назвать лозунгом его слова: «Одна свобода мой кумир». То есть для Пушкина «вольность» есть ярко выраженный идеал, к которому он стремится, однако, все осмотритель­ней. Например, в стихотворении «Узник» воспеваются роман­тические идеалы свободы. Душа страдает от несоответствия им, она — «вольная птица», стремящаяся ввысь, к полету; окружающий же мир — темница. Поэт выражает свое стра­дание от невозможности свободы.

Пушкин не только сам ощущает свою зависимость, но и предается горестным размышлениям о том, что засеваемые им семена вольнолюбия пропадают вотще. «К чему стадам дары природы?» — вопрошает поэт, ведь «стада» эти при­выкли к извечному ярму и считают его чем-то само собой разумеющимся. Ни к чему оказываются восторженные при­зывы, гражданский пафос. Лишь люди мыслящие и тонко чувствующие могут понять призывы к освобождению во всех областях существования.

Наступает и такой момент, когда Пушкин перестает ис­кать свободу вне себя и стремится обрести ее хотя бы в душе. Так, в романтическом стихотворении «К морю» он про­щается не только со стихией, но и с прежними устремлени­ями. Поиски идеала во внешнем мире тщетны:

О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?

Однако эти ноты отчаяния в лирике Пушкина не застав­ляют его уйти в себя и заглушить в себе гражданские чув­ства. Негодование в отношении рабства и деспотизма неиз­бывно.

Стихотворение «Анчар» — целый философский символ, носящий вневременной характер. Примечательно, что автор не оправдывает ни бездушного хозяина, ни покорного раба. Поэт в своем творчестве призывает убивать рабов в самих себе, не покоряться «властителям». Рабы обязаны бороться, ведь по рождению они равны своим хозяевам, поскольку все они личности и граждане.

Свобода у Пушкина — постоянная потребность личности, то, что по праву с самого рождения должно принадлежать любому человеку. «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Счастье — мгновение. Любовь проходит. Чувства уга­сают. Поэтому в противовес сиюминутности счастья воля есть настоятельная, постоянная потребность человека.

Еще один штрих в вольнолюбивой лирике Пушкина — стихи о свободе творческой личности. Занятия поэзией — квинтэссенция свободы, ее проявление во всех ипостасях, вершина независимости, соединение счастья со свободой. Поэт волен «Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там». Творческой личности, и только ей, дано воспевать «чувства добрые», прославлять свободу во всеуслышание.

Итак, свобода была одной из тех важнейших человече­ских ценностей, которым Пушкин посвятил свое творчество, несмотря на то, что жил в эпоху, когда вольнолюбивые вы­сказывания являлись поводом к опале. Но свобода есть неотъемлемое качество человека, его постоянная потреб­ность. Она также является залогом максимального раскрытия творческих возможностей в какой бы то ни было сфере. Не боясь открыто говорить о терзавшем его, не боясь воспевать то, что он считал справедливым, Пушкин сумел достичь выс­шей степени свободы.