«Свобода», «воля» — ключевые понятия творчества Александра Сергеевича Пушкина. Как сын своего века, он не мог оставаться в стороне от социальных потрясений России. В первую очередь к таким потрясениям нужно причислить, конечно, восстание декабристов. Все истинные патриоты того времени боролись за свободу, кто-то — с оружием в руках, кто-то — подобно Пушкину, своим творчеством.
Понятие свободы для поэта было весьма широко. Она была для него социальным, политическим, философским и нравственным идеалом. Эти ипостаси свободы в совокупности определяют целостность жизни. Но нужно учесть, что миросозерцание поэта и понятие свободы менялись на протяжении всей его жизни по мере накопления собственного опыта и развития общества.
В молодости Пушкин, как свойственно почти всем людям, был чрезвычайно восторжен. В эти годы он не просто воспевал, он «горел» свободой.
Первое вольнолюбивое творение Пушкина появляется на свет в 1817 году. Это ода «Вольность». Она стала одним из его известнейших стихотворений и одним из наиболее точно выражающих его взгляды. В нем юный поэт проявил себя как истинный гражданин своей страны, непримиримый враг царизма («хочу… на тронах поразить порок»), словом, как декабрист. На первый план в стихотворении выведена не идея борьбы с самодержавием (хотя она немаловажна), а лозунг свободы человека и гражданина.
Не менее, чем свобода отдельного человека, поэта волнует . независимость Отчизны «от самовластья» («К Чаадаеву»). Здесь звучит непоколебимая вера в то, что настанут те светлые времена, когда Россия сбросит с себя оковы:
…Россия встрянет ото сна,
И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Пушкин потому и называется величайшим поэтом, что сумел донести не только до современников, но и до таких отдаленных потомков, как мы, свою боль и свою надежду. Личностный характер стихотворения подчеркивается жанром послания. Строки, обращенные к Чаадаеву, не бездушный революционный лозунг, но стремление живой души.
Желание «вольности» для своей Родины неразрывно связано у Пушкина с более приземленным, если можно так выразиться, «желанием» освобождения крестьян. Показательно в этом отношении стихотворение «Деревня». Пушкин, не таясь и не прикрываясь высокими словами, порицает «барство дикое» и «рабство тощее». Деревня, как будто созданная богом для отдохновения и созерцания, становится островком все того же «самовластья». Неудивительно, что поэт подвергался наибольшим гонениям именно за «Вольность» и «Деревню» (которая явилась в некотором роде продолжением «Вольности»).
Если прослеживать творчество Пушкина дальше, то можно назвать лозунгом его слова: «Одна свобода мой кумир». То есть для Пушкина «вольность» есть ярко выраженный идеал, к которому он стремится, однако, все осмотрительней. Например, в стихотворении «Узник» воспеваются романтические идеалы свободы. Душа страдает от несоответствия им, она — «вольная птица», стремящаяся ввысь, к полету; окружающий же мир — темница. Поэт выражает свое страдание от невозможности свободы.
Пушкин не только сам ощущает свою зависимость, но и предается горестным размышлениям о том, что засеваемые им семена вольнолюбия пропадают вотще. «К чему стадам дары природы?» — вопрошает поэт, ведь «стада» эти привыкли к извечному ярму и считают его чем-то само собой разумеющимся. Ни к чему оказываются восторженные призывы, гражданский пафос. Лишь люди мыслящие и тонко чувствующие могут понять призывы к освобождению во всех областях существования.
Наступает и такой момент, когда Пушкин перестает искать свободу вне себя и стремится обрести ее хотя бы в душе. Так, в романтическом стихотворении «К морю» он прощается не только со стихией, но и с прежними устремлениями. Поиски идеала во внешнем мире тщетны:
О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?
Однако эти ноты отчаяния в лирике Пушкина не заставляют его уйти в себя и заглушить в себе гражданские чувства. Негодование в отношении рабства и деспотизма неизбывно.
Стихотворение «Анчар» — целый философский символ, носящий вневременной характер. Примечательно, что автор не оправдывает ни бездушного хозяина, ни покорного раба. Поэт в своем творчестве призывает убивать рабов в самих себе, не покоряться «властителям». Рабы обязаны бороться, ведь по рождению они равны своим хозяевам, поскольку все они личности и граждане.
Свобода у Пушкина — постоянная потребность личности, то, что по праву с самого рождения должно принадлежать любому человеку. «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Счастье — мгновение. Любовь проходит. Чувства угасают. Поэтому в противовес сиюминутности счастья воля есть настоятельная, постоянная потребность человека.
Еще один штрих в вольнолюбивой лирике Пушкина — стихи о свободе творческой личности. Занятия поэзией — квинтэссенция свободы, ее проявление во всех ипостасях, вершина независимости, соединение счастья со свободой. Поэт волен «Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там». Творческой личности, и только ей, дано воспевать «чувства добрые», прославлять свободу во всеуслышание.
Итак, свобода была одной из тех важнейших человеческих ценностей, которым Пушкин посвятил свое творчество, несмотря на то, что жил в эпоху, когда вольнолюбивые высказывания являлись поводом к опале. Но свобода есть неотъемлемое качество человека, его постоянная потребность. Она также является залогом максимального раскрытия творческих возможностей в какой бы то ни было сфере. Не боясь открыто говорить о терзавшем его, не боясь воспевать то, что он считал справедливым, Пушкин сумел достичь высшей степени свободы.