Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему Творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что «чувства добрые» «лирой пробуждал», что в «жестокий век» «восславил… свободу и милость к падшим призывал».
Уже в оде «Вольность» девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок
Выступая против деспотизма, «тиранов мира», он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает «владык» склониться «под сень надежную Закона», и тогда «станут вечной стражей трона народов вольность и покой».
В стихотворении «Сказки» Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли.
Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.
Патриотические и освободительные идеи звучат в послании «К Чаадаеву». Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Пушкин твердо верит в победу, «в звезду пленительного счастья», в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.
По утверждению поэта, «на обломках самовластья» напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение «В Сибирь». Поэт утверждает величие их дела:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа…
Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении «Арион»: «Я гимны прежние пою…». Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.
Протест против крепостничества, против «барства дикого», присвоившего себе «без чувства, без закона» «и труд, и собственность, и время земледельца» с особой силой звучит в стихотворении «Деревня». В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над Отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение «Анчар». В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.
Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды «Вольность», написанной в годы юности, и кончая «Памятником», созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот «жестокий век» «восславил» он свободу.