Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> В чем трагедия Мцыри

Сочинение на тему «В чем трагедия Мцыри»

Мцыри — герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, молодой человек, волею судеб попавший в монастырь:

Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал;


Ребенка пленного он вез.

Тот занемог, не перенес Трудов далекого пути…

Больного мальчика из жалости призрел один монах. Сын гордого, пламенного народа вырастает в стенах уединенного монастыря. В нем живо национальное начало, свободолюбие горцев, их темперамент. Это «естественный» человек, кото­рый сродни природе, особенно в ее бурных проявлениях: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад». Он всеми сила­ми души рвется на волю. Но даже еще до того, как он про­вел три дня на вольном просторе и испытал трагическое потрясение, связанное с возвращением в монастырь, Мцыри страдает. Он страдает от невозможности жить так, как этого требует его свободолюбивая душа. У Мцыри действительно «исполинская» натура, как говорил Белинский. Но при этом сила духа сочетается в нем с физической слабостью, дерзкая смелость — с детской пугливостью. В нем «юность вольная сильна», и в то же время он «слаб и гибок, как тростник». Эту печать оставила на нем «тюрьма» (только так он называ­ет монастырь). Взаперти Мцыри вырастает абсолютно не приспособленным к жизни на воле. Это его трагедия, его беда, но не стоит, как это делает Мцыри, винить в ней мо­наха, воспитавшего его. Ведь старик дал ему все, что мог, великодушно заботился о нем много лет, хотя никто не обя­зывал его делать это. Я думаю, что не стоит искать винов­ных в страданиях Мцыри: таким образом распорядилась судь­ба, а не люди.

Сам автор — непримиримый враг всего монашеского взгля­да на жизнь, который исповедует дуализм души и тела, неба и земли. То есть тело считается чем-то грязным, что нужно подвергать всяческим лишениям и страданиям. Только тогда, верят монахи, душа очистится. Но разве повернется язык на­звать грязной душу Мцыри? Напротив, хоть он и стремится к воле, к земле, душа его остается чистой и незамутненной.

Роковую роль сыграли в жизни Мцыри три дня, которые он провел на свободе, наедине с природой. Этот короткий глоток счастья только подчеркнул ужас затворничества, в котором проводил свою жизнь юноша. Природа в поэме противопоставлена жизни в монастыре. Она величественна и прекрасна в своей первозданной естественности:

Гроза утихла. Бледный свет Тянулся длинной полосой

Меж темным небом и землей,

И различал я, как узор,

На ней зубцы далеких гор…

Мы как будто вместе с Мцыри видим и небо, и горы. И так же, как он, замираем в восхищении. Мцыри сливается с природой, становится ее частью:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей.

Вспомним также сцену боя Мцыри с барсом. Для Мцыри, этот бой — момент наивысшего подъема сил и подъема духа, преодолевающего слабость тела. Именно в те короткие мгно­вения, когда Мцыри борется с барсом, он живет полноценной жизнью, для которой и был рожден.

Свободолюбивый и мужественный герой вновь попадает в монастырь. О своих переживаниях за эти три дня он расска­зывает старику, воспитавшему его. В своей исповеди заново переживая дни свободы, тем самым «удваивая» свою жизнь. Но, увы, это всего лишь воспоминания, после которых еще труднее воспринимать действительность. Мцыри не может даже поведать людям свою горестную историю:

И повесть горьких мук моих Не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье На имя темное мое.

Рожденный для любви, для битв, для веселья юноша был вынужден всю свою короткую жизнь провести в монастыре, взаперти. Он не мог найти выхода бьющей через край жажде’ жизни. Он проигрывает в попытке борьбы с судьбой, но про­игрывает достойно. Да, эта жизнь была прожита зря, не так, как было бы должно, но мы видим, что даже это не могло сломить духа гордого и действительно сильного человека.