Белкин не был литературно искушенным человеком, и потому романтизм не воспитал его эстетического вкусам Оттого Белкин очень доверчиво относится к событиям «анекдотов», не замечая вторичности многих сюжетных перипетий и мотивов поведения героев, с присущим ему простодушием все воспринимает всерьез. Он стремится добросовестно точно передать ход событий, о которых узнал от своих знакомых, стилистически выразить чувства и переживания героев. Эта позиция давала читателю возможность чувствовать себя выше, умнее, тоньше Белкина, осознавать свое превосходство. Второй уровень повествования закреплял эстетический опыт читателя, накапливаемый им по время чтения повестей, После белкинской канонизации анекдотов у читателя развивалось скептическое отношение к романтизму. Тем самым он подготавливался к усвоению иных принципов изображения действительности, основанных на доверии к ней. Литературная «игра» Пушкина с читателем имела своей конечной целью эстетическое его «обучение», подготовку к пониманию реалистического изображения жизни.
Окончательное, так сказать, «перевоспитание» читателя и осуществлялось на третьем уровне. Позиция Пушкина выступала отчетливо в форме иронии, которая покоряла читателя, ни на миг не оставляя его во время чтения повестей. Ирония возникала из самых различных источников: из соотношения и несовпадения точек зрения Пушкина и Белкина, из самого характера развития сюжета и событий в «анекдотах», в которых герои жили (сами того не ведая и не понимая) не по воле сердца и обстоятельств, а по литературным образцам. Она рождалась из наивной веры Белкина в серьезность всего им описываемого, так педантично точно выраженной в стиле («Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена», «Запечатав оба письма тульской печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью…»). Ирония вскрывала превращение высокого романтизма в бытовое, модное явление. Ироничны все благополучные концы большинства повестей (за исключением «Выстрела» и «Станционного смотрителя»), которыми завершались «роковые» приключения героев.
от подлинной русской жизни с ее реальными бедами, конфликтами, противоречиями.
Читатель увидел на этом уровне Россию с разных сторон, ему открылась жизнь людей разных социальных групп. Здесь Петербург, где живет Минский, преуспевающий, богатый, видимо, не плохой человек, хотя он и выступает обидчиком Самсона ,.Вы-рина. Описана Москва, но не традиционная Москва русского барства, карьеристов-чиновников и живущих на покое аристократов и вельмож (вспомним фамусовскую Москву в «Горе от ума»), а новая, мало кому известная Москва ремесленников и мелких торгашей.
Но в центре повестей — провинциальная Россия. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне — «добрый Гаврила Гаврилович» со своей супругой Прасковьей Петровной, живущие жизнью старосветских помещиков, .»медведь» и «провинциал» Берестов, прообраз будущего гоголевского Собакевича, «настоящий русский барин» Муромский, промотавший в Москве большую часть своего состояния и продолжавший «проказничать» в деревне, разводя по прихоти и самодурству английский сад и одевая конюхов английскими жокеями.
Крестьяне не были героями повестей, но Россия народная видится всюду как бы па заднем плане. Ее жизнь не могла быть вмещена в рамки небольшой сюжетной новеллы. Именно потому сразу после завершения повестей была начата «История села Горюхина».
В «Метели» и «Барышне-крестьянке» действие развертывается в Помещичьей усадьбе. Главные герои — богатые дворяне, господа того крепостного строя, который поддерживается мощью самодержавия. Крепостное право даровало им возможность жить обеспеченно, счастливо. Но счастье это предстает в повестях примитивным и убогим. Оно сводилось к сытому благополучию и безделью. Такая жизнь, лишенная высоких порывов, обедняет и обесчеловечивает человека, стирает его личность. Про Гаврилу Гавриловича нечего сказать, кроме того, что он «добрый». В этом доме господствуют обычаи, привычки и мораль, которые тушат душевный огонь, отупляют разум. И эта жизнь властно формирует новое поколение помещиков на один и тот же безличный образец.
Счастливая развязка явилась и концом естественных, подлинно человеческих отношений (Алексей полюбил понравившуюся ему простую крестьянку). Маскарад кончился — началась реальная жизнь с деспотическими законами среды. На смену старикам помещикам Берестову и Муромскому приходит новая помещичья семья молодого Берестова. Круговорот жизни продолжается.
Таковы взаимоотношения человека и обстоятельств в среде господствующего сословия. Господа положения в стране, они сами создают условия своей жизни и, не замечая того, оказываются жертвами и рабами этих условий. Чувство социального самодовольства мешает им понять абсурдность своей жизни. Но Пушкин не обличает их, он смеется над ними. Они не ведают, что творят,— и пусть пребывают в своем неведении. Возмездие уже началось — оно в необратимом процессе духовного обнищания героев повестей. Пушкинская ирония помогает рождению оптимистического взгляда па ход истории.