Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> В чём проявляются парадоксы личности Печорина? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение на тему «В чём проявляются парадоксы личности Печорина? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М.Ю. Лермонтов
В чем проявляется парадоксы личности Печорина? Попробуем разобраться.
Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на его совести много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!»
Печорин жадно ищет приложения свсим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он признается: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера, напротив… я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерть не минуешь!»
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной гак же надоедают, как и кокетство другой». Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что «тоненький» прапорщик недавно находится на Кавказе. Не понимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: «…его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…» И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем наглядно подтверждает мысль, что «зло порождает зло». Безразличие Печорина к старому «приятелю» приводит к тому, что «добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном». Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не яапяется проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в «Журнале Печорина».
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, которые «пьют- однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку». Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Груш- ницкого, мечтающего «сделаться героем романа». В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план «обольщения» Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого». Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» — признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой «упал на траву и как ребенок заплакал». Вот она — сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.
История с Грушницким — иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. «Пуля оцарапала мне колено», — комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя — большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: ч<я решился предоставить все выгоды грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия... я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». и печорин не щадит противника. окровавленный труп грушницкого скатывается в пропасть... но победа не доставляет печорину радости, свет меркнет в его глазах: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». подведем итоги практической «деятельности» печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности азамат; гибнут от рук казбича красавица бэла и ее отец, а сам казбич лишается своего верного карагеза; рушится хрупкий мирок «честных контрабандистов»; застрелен на дуэли грушницкий; глубоко страдают вера и княжна мери; трагически кончается жизнь вулича. что же сделало печорина «топором в руках судьбы»? лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. сюжет и композиция романа подчинены одной цели — углубить социально-психологический и философский анализ образа печорина. герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. в этом — признак ранней «омертвелости», того, что перед нами, действительно, полутруп, у которого «царствует в душе ка- кой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». многие современники лермонтова пытались ограничить все богатство образа печорина одним качеством — эгоизмом. белинский решительно защищал печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: «Вы говорите, что он — эгоист? но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? нет, это не эгоизм...» но что же это? ответ на вопрос дает нам сам печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли...» честолюбие, жажда власти, желание подчинять своей воле окружающих овладевают душой печорина, который «из жизненной бури... вынес только несколько идей — и ни одного чувства». вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: «...зачем я жил? для какой цели я родился?.. а, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений- лучший цвет жизни». мне кажется, что парадоксы личности печорина связаны не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в россии после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя познанья и сомненья» приводят человека к утрате простоты, естественности. даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя. образ печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. печорины есть и сейчас, они рядом с нами... а закончить сочинение мне хочется строками из замечательного стихотворения я.П. полонского: и душа на простор вырывается из-под власти кавказских громад - колокольчик звенит-заливается... кони юношу к северу мчат... в стороне слышу карканье ворона, различаю впотьмах труп коня - погоняй, погоняй! тень печорина по следам догоняет меня...