Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров и поэтических картин. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над романом более восьми лет.
За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В. Г. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России начала XIX века.
Хотя это было время подъема национального самосознания, начала организованного революционного движения, абсолютное большинство дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мятущейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно увидеть в романе эти явления (я не говорю о 10 главе).
Поэт дал нам яркие картины жизни столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, “блеск и нищету” петербургского дворянства. Вот отец Онегина, который “давал три бала ежегодно и промотался наконец”. Вот и сам Онегин, который “легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно”, и “свет решил, что он умен и очень мил”. Дни его проходят весело, “три дома на вечер зовут”. Он легко вписывается в высшее общество, где присутствуют “необходимые глупцы”, “моды образцы”, “с виду злые дамы”, “неулыбающиеся” девицы. Балы, обеды, праздники и прочее — вот основное времяпровождение. Жизнь “однообразна и пестра”, и “завтра то же, что вчера”.
Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс…
Неудивительно, что Татьяне “душно здесь”. Московские знакомые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:
Но в них не видно перемены;
В них все на старый образец…
Автор перечисляет их “неизменные” качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, да еще с “прикрасой легкой клеветы”. Правда, “они клевещут даже скучно”. Несколько строф — и навеки запечатлена эпоха.
Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убога жизнь помещиков, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже только потому, что большинство из них занимаются хозяйством. Важно, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян. Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский и Татьяна.
Но все-таки какая поразительная убогость! Через призму взгляда образованного человека, Онегина, мы видим сельских прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который “лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”. Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне.
Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная лень — вот характерные черты многих из них. Их образование имеет только видимость. Так, мать Татьяны умела “русский Н, как N французский” произносить, знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что “московская кузина твердила часто ей о них”.
Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают. В них много жестокости, причем часто необоснованной. Это то, что поэт назвал “барство дикое”. Так, мать Лариной сама “служанок била осердясь”. Все они боятся нового, что может ограничить их власть. Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…
Соседи-помещики увидели в этом “страшный вред”, а его ославили, как “опаснейшего чудака”. С другой стороны, в этих людях есть то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций.
И столичное, и поместное дворянство показано в остросатирическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее.
Пушкин открыто смеется и иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее.
“Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей”, — говорит он. Но в первую очередь — дельным! Несомненно, в романе “Евгений Онегин”, как и в других произведениях поэт является продолжателем сатиры Фонвизина и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей порой похожи: они отражали то, что было характерно для тогдашней России.
Традиции, заложенные Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным стали основой для расцвета русской литературы. Белинский говорил, что “без “Онегина” был бы невозможен “Герой нашего времени” так же, как без “Онегина” и “Горя от ума” Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины”.