Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Владимир Маяковский о любви

Сочинение на тему «Владимир Маяковский о любви»

Так сложилось, что о Маяковском в основном говорили как о поэте
большой общественной темы, поэте-трибуне, агитаторе. Несколько
в тени оставались его лирические произведения о личном, о сокровенном.
Отсюдаидет ослабление интереса к Маяковскому со стороны
сегодняшних школьников. А между тем, если подходить к поэту
нетенденциозно, не «по учебнику», то можно убедиться в его удивительной
современности и созвучности с нашим временем. Стихи
Маяковского о любви психологически очень близки молодым
людям нашего времени. Мы найдем в этих произведениях сильнейшее
напряжение чувств, предельный максимализм, трагедию непо-
нятости, одиночества, удивительную беззащитность и нежность.
Давайте же попробуем прочитать стихи этого поэта по-настоящему,
для себя, давайте откроем нового Маяковского.
По жизни поэта прошла женщина — Лиля Юрьевна Брик. Любовь
и дружба длились долгие годы, принося счастье и страдание
одновременно. Это было в их жизни, пусть это останется их тайной.
Нам поэт оставил прекрасные стихи о своей огромной и нежной
любви. Одно из них написано в мае 1916 года в Петрограде, называется
оно «Лиличка!», и добавлено: «Вместо письма». Перед нами
потрясающий накал страстей, когда соседствуют «последняя нежность»
и «горечь обиженных жалоб». Как видно, в душе лирического
героя отсутствуют гармония и покой, сама ситуация складывается
в комнате, которая названа «главой в крученыховском аде», по аналогии
с кругами ада у Данте. Образ любви трагичен и сопряжен со
страданиями:
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаянием иссечась.
Стихотворение пластично, но его пластика ломаная, каждое
движение измученно, ведь любовь — «тяжкая гиря». Сравнения угловаты
и даже антиэстетичны, но это и есть новая эстетика. Будничные образы,
попав в поэтический контекст, тоже стали художественными.
Любовь героя огромна и трудна, перед нами не столько радость,
сколько страдание в предчувствии расставания. И так, как Маяковский,
об этом, пожалуй, еще никто не сказал. Нельзя не обратить внимание
на такие черты лирического героя этого стихотворения, как
благородство, всепрощение, душевная широта. Несмотря на любовь-
болезнь, любовь-горечь, главная мысль состоит в следующем:
А мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Лирический герой любовных стихов Маяковского не только добр
и благороден, он еще обладает мощной энергией, он настолько силен,
чувство его так огромно, что ему порой тесно на Земле. В стихах
возникают образы звезд, Бога, Луны, комет. Космические масштабы
помогают поэту показать принципиальную несовместимость чувства
любви с мелочностью мещанства:
Любить —
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
анемужаМарьиИванны,
считая
своим
соперником.
На одном полюсе — Марья Иванна с унылым земным мужем, а на
другом — Коперник — великий астроном, в XVI веке объяснивший
строение солнечной системы. Появление образа Коперника помогает
вырваться за пределы «обывательского быта», который, по мнению
поэта, страшнее Врангеля. Лирическая система стихотворения вбирает
в себя космос, демонстрируя огромную силу любви героя. Выше
была приведена цитата из стихотворения «Письмо товарищу Кост-
рову из Парижа о сущности любви», в котором уже намечается
соединение личного и сокровенного с классовым и революционным.
Сформулированная теоретически, эта тема сегодня выглядит очень
наивно и вульгарно, то есть упрощенно. Но не будем забывать, что
эта мысль выражена большим поэтом художественно, причем, даже
ошибаясь, Маяковский всегда был предельно искренним. Описывая
свое отношение к парижским красавицам, поэт заявляет:
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная.
Я
эту красавицу взял
и сказал:
-правильно сказал
или неправильно? —
Я, товарищ, —
из России,
заменит
в своей стране я,
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее.
Непонятно, в чем же провинилась красавица перед поэтом из
России, вероятно, вина состоит в том, что она представитель капиталистического
мира, сытого и благополучного, и герою важно
показать отсутствие подобострастия, равнодушие к материальным
благам. Более определенно обо всем этом сказано в стихотворении
«Письмо Татьяне Яковлевой». Татьяна Яковлева уехала из СССР
и осталась за границей. Маяковский познакомился с ней в Париже
в 1928 году. В своем стихотворении поэт, убежденный революционер,
пытается объяснить, что любовь — чувство классовое, а посему:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Сегодня, когда мы говорим об общечеловеческих, а не о классово-
идеологических ценностях, эта цитата звучит достаточно странно.
Но ведь стихотворение не ограничено этой мыслью, в нем есть и
другое, более ценное и важное. В нем есть Любовь человека благородного,
доброго, открытого, хотя и очень сложного. Безусловно,
ему очень нравится героиня стихотворения — красавица Татьяна
Яковлева, но какие теплые слова нашел он для сочувствия больным,
нищим женщинам, оставшимся в его родной стране!
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты-
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны-
спортом
выпрямишь не многих, —
вы и нам
в Москве нужны,
длинноногих.
Герой хочет, чтобы в его стране было как можно больше красивых,
здоровых, счастливых людей.
В «Письме Татьяне Яковлевой» причудливо переплетаются, как
уже отмечалось, личное и общественное: любовь и мировая революция,
ревность и классовая борьба:
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Но за всеми кричащими противоречиями, за странным, рожденным
тем временем соотношением чувств и долга, за неестественностью
самой ситуации (классового подхода к любви) в стихотворении можно
найти и иное. Какие бы водоразделы ни возвела революция, как
бы ни враждовали два возникших лагеря, как бы ни делились люди
на «своих» и «чужих», любовь, не знающая государственных границ
и не ведающая идеологических различий, пробивается, побеждает
все. Поэтому мы слышим прежде всего задушевные человеческие
слова доброго и великодушного влюбленного:
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Итак, мы попытались рассмотреть несколько стихотворений, раскрывающих
неофициального Владимира Маяковского. Эти «неглавные
» стихи сейчас выходят на первый план, именно они откроют
новую страницу знакомства широкого читателя с большим поэтом,
который при жизни, конечно же, ошибался, серьезно заблуждался.
Но этот человек обладал огромным талантом, прожил трудную
жизнь, которая трагически оборвалась в 1930 году. Почему поэт ушел
из жизни? Ответ на этот вопрос надо искать во времени и в человеке.
Помогают понять Маяковского-человека именно его стихи о любви,
искренние и прекрасные.