Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Владимир Маяковский в контексте культуры "Серебрянного века"

Сочинение на тему «Владимир Маяковский в контексте культуры «Серебрянного века»»

Забуду годы, день, число.
Запрусь одинокий
с листом бумаги я.
Творись, просветленных
страданием слов,
Нечеловечья магия!

В. Маяковский

Творчество В. В. Маяковского довольно полемично, сложно, неординарно для современного читателя. Ближе и понятнее Маяковский становится, если читать его в контексте с его современностью.

Так случилось, что Владимир Маяковский, родившийся, живший и писавший на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, знакомый со многими поэтами и писателями, такими, как Блок, Хлебников, Есенин, и многими другими, оказался не только далеко стоящим от поэтов «серебряного века», но и находящимся со многими по разные стороны границы (и в буквальном, и в переносном смысле). Говоря о «серебряном веке», мы, сегодняшние читатели, в первую очередь вспоминаем имена Ахматовой, Пастернака, Блока, Есенина, Гумилева, Цветаевой… Маяковский находился в лагере футуристов и очень отличался от символистов и акмеистов не только стилем речи, но и мировосприятием.

Этому человеку всегда было присуще бунтарское начало, и революция, приход к власти нового народного правительства стали новой эпохой в его деятельности. Если у Марины Цветаевой звучит грусть в стихах по уходящему, по романтике «широких шинелей», по тем, кто выполнял свой долг до конца:

Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…
Старого мира последний сон:
Молодость — Доблесть — Вандея — Дон, —

то в чеканных строках поэзии Владимира Маяковского читатель слышит прославление революции:

Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная!

Дореволюционные стихотворения поэта очень поэтичны, отличаются от последующих сочинений, где главной темой становится сатира и восхваление Советской страны, Ленина и большевиков. Лиризм Маяковского до такой степени не похож на любовную лирику А. Блока или Н. Гумилева, что, только внимательно прочитав и разобравшись, можно услышать шорох платья или шепот губ:

Любовь мою,
Как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугою судорог.

Маяковский, мне кажется, не склонен рассматривать природу во всех ее тонкостях и красках, как это делали в своих произведениях Есенин и Блок.

Например, если у Николая Гумилева:

Весенний мир певуч и светел,
Черны и радостны поля,

то у Маяковского посреди этого солнечного мира стоит вопрос:

Мир
опять
цветами оброс,
У мира
весенний вид.
И вновь встает
нерешенный вопрос —
о женщинах
и о любви.

Андрей Белый также противопоставляет Маякочскому свое изображение весны:

На небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса все синей и синей.
Облачка, как барашки, волнисты.

У Маяковского сложное отношение к любви. В нем есть какое-то большое нерастраченное чувство, переполняющее поэта, который пытается найти выход в словах:

Кроме любви твоей,
мне
нету моря…
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца…

Поэт пытается найти себе любимую, отвечающую его требованиям.

Где любимую найти мне,
такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо.

В то же время многим поэтам «серебряного века» присуще преклонение перед женщиной, обожествление ее. Совершенно отлично от Владимира Маяковского видит любовь Николай Гумилев, его стихотворения завораживают своей таинственностью и тихой торжественностью:

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

А Константин Бальмонт даже неразделенную любовь представляет светлой:

Твой смех прозвучал серебристый,
Нежней, чем серебряный звон,
Нежнее, чем ландыш душистый,
Когда он в другого влюблен.

Для Маяковского окончившаяся любовь — это ни с чем не сравнимая трагедия, которую трудно не только пережить, но и до конца осмыслить:

Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника.

И все-таки любовь для поэта никогда не кончается, и последние строки стихотворения «Лиличка!», обращенные к любимой, звучат нежностью и болью расставания:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Владимир Маяковский в своей лирике неординарен, сложен, даже экстравагантен. Чтобы лучше понять его творчество, необходимы размышления о его времени, эпохе, окружавших его людях.

Поэзия Маяковского очень полемична, живет по своим художественным законам, созданным самим поэтом. В то же время его лирика искренна, чиста, как никакая другая, она отражает философские проблемы времени, бытия, места человека в этом обществе, проблемы принятия нового мира человеком, ищущим смысл жизни, веру в будущее, в любовь…