1. Ответственность за свои поступки.
2. Легкомысленное отношение к жизни.
3. Мудрость принятого решения.
Ошибки молодых — неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше.
В. Брудзиньский
Понятие «легкомыслие» нередко связывают с ошибками, которые в своей жизни делают молодые люди. Они сами готовы все испытать на своем пути, не прислушиваясь при этом к старшим. Молодые уверены, что именно они могут найти правильное решение. Однако этот вывод не всегда справедлив. Чтобы показать наглядно влияние легкомыслия и мудрости на жизнь людей, А. С. Пушкин обращается к такому сюжету, который представлен в повести «Метель».
Понятие «мудрость» здесь рассматривается с двух сторон. Первая строится на уровне героев, когда они наконец понимают, какие ошибки совершили когда-то. Второй основывается на том, что автор произведения показывает нам мудрость рассказчика. Он выбирает удачный сюжет для того, чтобы показать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки. Ведь легкомысленное поведение одного непременно отражается на жизни и судьбе других людей. Однако у молодых всегда находится веская причина своего поведения — любовь. И они в чем-то правы. Ведь не только ошибки, но и любовь помогли героям повести преодолеть все преграды для того, чтобы быть счастливыми.
Семья, в которой родилась Марья Гавриловна, была весьма гостеприимной, хотя рассказчик отмечает, что многие приезжали к ним в дом из-за девушки. Она влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира. Молодые люди решают не дожидаться благословения родителей и тайно венчаться. Маша и Владимир уверены, что родители не согласятся на такой брак, тем более что они, «заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя».
Возможно, родители ошибались. Мать и отец девушки прошли долгий жизненный путь и хотели своей дочери только благополучия. Вероятно, со временем они смогли бы согласиться на такой брак. Но метель сыграла в жизни влюбленных злую шутку. А может, именно она оказалась самым мудрым действующим лицом во всем произведении. Метель не дала соединиться двум любящим сердцам: «На дворе была мятель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все ей (Маше) казалось угрозой и печальным предзнаменованием». Что-то предчувствовали и родители, которых беспокоило поведение дочери: «Отец и мать заметили ее беспокойство; ijtx нежная заботливость и беспрестанные вопросы: что с тобою, Маша? не больна ли ты, Маша? раздирали ее сердце».
Ни природная стихия, ни тревога родителей не остановили девушку. Решительность Маши привела ее к алтарю. Рассказчик сразу не говорит нам о том, что же произошло на самом деле. Кажется, что все осталось на своих местах. Владимир, который так и не попал в церковь, не наказывается. Он словно не несет никакой ответственности за то, что склонил девушку к побегу из родительского дома. Ведь тем самым герой не только нарушил душевное спокойствие этой семьи, но разрушил тот мир согласия и понимания, который царил в ней.
Наказанной за такой поступок является только Маша. Сквозь горячечный бред, в который впала девушка, родители понимают, что ей, несмотря ни на что, мил Владимир. Они соглашаются на брак и приглашают к дочери любимого человека. Муд-
рость, накопленная годами, показала им, что не в деньгах счастье. Оно заключается в радости любимого человека — дочери, в том, «что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное». При этом они обращаются за советами к соседям, чего не делают влюбленные.
Но судьба наказала за легкомыслие и самого Владимира. Он не принял приглашение родителей Маши. Владимир не стал выяснять, почему не нашел возлюбленной в церкви. Возможно, прапорщик раскаивался в своем поступке. Однако и на приглашение ненарадовских помещиков молодой человек ответил отказом.
В этом случае нельзя говорить о легкомыслии. Наоборот, тем самым рассказчик показывает нам, что молодым людям не свойственно верит мудрости старших. Владимир совершил необдуманный поступок, склонив девушку к тайному венчанию, но и после приглашения он не хочет загладить свою вину.
Поэтому с помощью двух героев — Маши и Владимира — рассказчик показывает нам два разных жизненных пути, несмотря на то что молодые хотели связать себя узами брака. Судьба — стихия — соединила Марью Гавриловну совершенно с другим человеком, который остается неизвестен нам до конца повествования.
На период ожидания встречи с супругом Маша «утратила надежду на счастье». Она оставалась сама собой, однако никто из поклонников не приходился ей по сердцу. Кажется, что сама жизнь взялась за воспитание девушки, которая только со временем стала понимать, что поступила неправильно. Тайно связанная узами брака с незнакомым ей человеком Марья Гавриловна хранила ему верность. Несмотря на свое легкомыслие, она понимала, что никому из поклонников не может отдать предпочтение. Значит, такой поступок, как побег из дома, действительно был необдуманным. И со временем героиня понимает, что можно обмануть любого, но только не себя саму. Поэтому, оставаясь общительной, никого из своего окружения не выбирает: «Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга; Марья Гавриловна качала головой и задумывалась».
В конце произведения судьба делает девушке подарок — сводит с мужем. В этот раз возлюбленный Маши — человек более мудрый: «Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый». Им обоим теперь не свойственна легкомысленность, ведь они связаны узами брака с неизвестными людьми. То есть сама жизнь начала учить их осторожности — сначала надо обдумать свой поступок, а потом что-то делать. Именно так и поступает гусарский полковник, который влюбляется в Марью Гавриловну: «Бурмин впал в такую задумчивость, и черные глаза его с таким огнем останавливались на Марье Гавриловне, что решительная минута, казалось, уже близка». Тщательно все обдумав, Бурмин решается раскрыть свою тайну Марье Гавриловне. Он винится перед человеком, которого любит, в своей проказе: «В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул, и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции». Бурмин нашел в себе силы не только рассказать, но и раскаяться. Это дало толчок и для Маши поведать свою историю. «Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку: — так это были вы! И вы не узнаете меня?» Влюбленный раскаялись в своем легкомыслии. И в этом случае они приняли мудрое решение, рассказав о том, что их мучило. Они честно поступили по отношению друг к другу: поделились тем, что может послужить преградой в их любви. Но мудрость этого поступка была им во благо — они нашли родные сердца.
Именно такой думающий человек, как Бурмин, и смог стать Марье Гавриловне прочной опорой на жизненном пути. «Мудрость» же природы свела этих людей вместе давно — четыре года назад. Но, возможно, в этот момент они были еще не готовы для того, чтобы оценить такой подарок судьбы. Рассказчик, возможно, и поведал нам романтическую историю, но в ней немало и реального. Это описание поведения героев, свойственное разному возрасту. Молодым — легкомыслие, старшим — мудрость. В то же время рассказчик показал, что мудрость и практический подход к делу развивается только со временем. Именно поэтому проводником в нашей жизни должны стать советы родителей. И нужно прислушиваться к ним и стараться доказать свою точку зрения, если мы уверены, что правы. Ведь даже Марье Гавриловне удалось добиться благосклонности родителей к Владимиру. Это не значит, что надо болеть. Просто рассказ о своих чувствах может стать весьма важным аргументом.
Поэтому, по моему мнению, в жизни следует прислушиваться к совету старших. Они не хотят нам ничего плохого. И, возможно, мы сможем избежать многих неприятных сюрпризов в жизни. И нам не придется целых четыре года, как главные герои повести, ждать своего счастья или того, что мы больше всего желаем в жизни.