Нельзя выделить какую-то часть стихотворений Пастернака и сказать — это его философская лирика. Дело в том, что все его творчество суть философия, размышления над смыслом бытия, поэтического творчества, любви. Стихотворение «Во всем мне хочется дойти…» выражает общее настроение всей лирики Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути,
В душевной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Желание поэта — не оставаться на поверхности явлений, не довольствоваться беглым взглядом на предмет, а проникать в самую его сущность. Ведь внешняя оболочка часто лишь прикрывает внутреннее содержание, но вовсе не соответствует ему. Идеал Пастернака, выраженный в этом стихотворении, заключается в преображении искусства природой. Природа органично входит в творение поэта, становясь его частью, сливаясь с ним:
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок.
Цвели бы липы в них подряд
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Подлинный поэтический шедевр держится на тонкой грани между поэзией и действительностью. Это стихотворение — наглядное тому подтверждение. В нем нет ни эстетства, ни натурализма, а есть лишь живая природа.
Восприятие Пастернаком природы близко к пушкинскому, лермонтовскому, тютчевскому, фетовскому. Как напоминают стихи Фета такие, например, строки:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.
Окружающий мир пронизан человеческими эмоциями и уже потому ие может быть чуждым. Пастернак живет чувством сопричастности природе.
Философичность лирики Пастернака заключается, в частности, в том, что она решает одну из самых важных проблем современности — трагический разлад человека и мира, ставшего ему враждебным и кажущегося лишенным смысла. Природа представляется современному человеку бездушной, подчас — жестокой. Все направлено против людей (в их собственном понимании): стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы обрушиваются непредсказуемо и несут гибель. Все это нашло свое отражение в лирике Пастернака, но вовсе не означает, что он воспринимает мир жестоким, карающим и беспощадным. Напротив, именно окружающая действительность для него — источник творчества и часть его.
Говоря о творчестве Пастернака, нельзя не упомянуть о его размышлениях, связанных с предназначением поэта и поэзии. Любой поэт должен найти отклик и сердцах читателей, иначе его творчество просто бессмысленно. Но >ю не означает, что нужно идти на поводу у общественного мнения. Вот как понимает смысл творчества Пастернак:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Это не просто лозунг. Всей своей лирикой поэт снова и снова подтверждает эти строки, поскольку его стихи — это действительно самоотдача, но никак не банальное выплескивание своих эмоций на бумагу.
Еще одна характерная черта философской лирики Пастернака — религиозность. Вернее даже сказать, не религиозность, а истинная вера и желание донести ее до читателя. Можно перечислить много стихотворений поэта на эту тему: «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Гефсиманский сад». Эти стихотворения, кстати, говорят о смелости и решительности поэта. Ведь он жил и творил в стране, где господствовала идеология атеизма. Но как честный художник, он пренебрегал внешними условностями.
Интересно стихотворение «Гефсиманский сад», в котором близко к первоисточнику излагается библейский сюжет. В добровольном согласии Христа понести наказание за все человечество поэт подчеркивает его человечность, способность отказаться от Чуда, как от чего-то негармоничного, чужеродного в этом мире. Под Чудом имеется в виду спасение Христа его отцом. Именно поступок Христа-человека, по мысли Пастернака, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей во все века, поскольку доказывает, что подобные же самоотречение, подвиг возможны для каждого, живущего на земле.
О философских размышлениях Пастернака можно говорить бесконечно, ведь даже на такое земное чувство, как любовь, он смотрел по-особенному, как будто немного отстраненно. Философичность, наряду с живописностью и музыкальностью, — одно из основополагающих свойств лирики поэта. Его творчество емко и глубоко определила Марина Цветаева (поэт, крайне чувствительный к чужому творчеству) — «световой ливень».