Эпизод военного совета Пугачева в Белогорской крепости играет
важную роль и для развития сюжета, и для раскрытия характеров
героев. По признанию главного героя повести, Гринева, он не был
«совершенно хладнокровен», когда шел по зову Пугачева в комендантский
дом. Вспомним, какие стремительные и страшные события
произошли в Белогорской крепости чуть раньше. Мятежники
во главе с Пугачевым захватили крепость. Гринева, капитана Миронова
и Ивана Игнатьича привели на площадь перед комендантским
домом, где предводитель восставших вершил скорый и жестокий суд.
Гринев изумился, увидев среди мятежников Швабрина, а новоявленный
изменник тут же попытался нашептать Пугачеву что-то губительное
для Гринева. Уже казнены были отважные капитан Миронов
и Иван Игнатьич, смерть Гринева, казалось, была неизбежной,
особенно после предательского наговора. Неожиданное появление
Савельича, умоляющего помиловать «барского дитю», заставило
Пугачева взглянуть на Гринева. После чего злодей необъяснимым
образом смягчился и помиловал молодого офицера. Загадку внезапной
милости раскрыл Савельич, первым узнавший в Пугачеве «того
пьяницу», которому Гринев в стужу подарил заячий тулуп. Главный
герой не успевает толком осознать свое чудесное спасение.
Гринева волнует участь Маши Мироновой, оставшейся в крепости
без всякой защиты. Узнав, что попадья сумела хоть на время
укрыть бедную девушку у себя, Гринев, немного успокоенный, идет
к новому «государю». Перед домом коменданта страшно чернеет
виселица с телами непокорных офицеров, тело старой жены коменданта
по-прежнему не убрано. Конечно, после всего происшедшего
Гринев вступил в комнату к мятежникам с неспокойным сердцем.
В той самой комнате, где еще недавно Гринев нежно прощался
с Машей, он видит «необыкновенную картину». За столом, уставленным
штофами и стаканами, сидит Пугачев с казацкими старшинами.
Гринев обращает внимание на их пестрые наряды, «красные
рожи», «блистающие глаза». Словом, первое впечатление главного
героя резко отрицательное: он видит в мятежниках только разбойников
и пьяниц. Новобранных изменников среди пирующих нет. Гринев
молча садится за стол и, не касаясь вина, с любопытством разглядывает
«сборище». Несмотря на понятное предубеждение против Пугачева,
Гринев вынужден признать, что «черты лица его, правильные
и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Разговор
мятежников очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого
особенного предпочтения». Сам Пугачев тоже не важничает,
запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются,
спорят с «государем», свободно предлагают свои мнения. Они
принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое,
и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!».
Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую
и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников.
Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного
героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную
бурлацкую песню». В ней говорится о добром молодце,
смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах»: темной
ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ
царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами
с перекладиной». Гринева поражает «эта простонародная песня
про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице». Теперь
уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед
собой Гринев, а людей с «грозными лицами», «стройными голосами»,
«унылым выражением». Главный герой испытывает «пиитический
ужас», Пушкин намеренно употребляет архаическое выражение,
чтобы подчеркнуть необычность и глубину переживания героя.
В переводе на современный язык, Гринев испытал «поэтический восторг
». Он почувствовал глубокий трагизм положения этих людей,
борющихся с угнетателями и знающих, что победы им не одержать.
После совета между Гриневым и Пугачевым происходит отдельный
разговор. Гринев держится мужественно и честно: отказывается служить
Пугачеву, заявляет, что он не может изменить присяге и дворянской
чести. Пушкин показывает, что Пугачев — человек широкой
души, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности,
благодарность за добро. «Казнить так казнить, миловать
так миловать,» — заявляет Пугачев и отпускает Гринева на свободу.
Показательно сравнить пугачевский военный совет с тем, что происходит
в Оренбурге после прибытия туда Гринева. Кроме главного
героя и генерала, на оренбургском совете больше нет военных. Переживающий
за участь Маши, Гринев горячо отстаивает наступательные
действия. Но городские чиновники категорически против
того, чтобы выходить за пределы стен города. Генерал, который
в душе поддерживает Гринева, принимает сторону благоразумных
чиновников. Расходясь, «отцы города» насмешливо посматривают
на молодого офицера. Осторожность, граничащая с трусостью, эгоизм,
надменность — вот чувства, руководящие членами военного совета
в Оренбурге.
Итак, сцена пугачевского совета значительно расширяет наше понимание
характеров героев. Вместе с Гриневым мы начинаем видеть
в мятежниках не примитивных разбойников, а стихийных борцов
за справедливость. Отношения восставших между собой простые
и дружественные, что особенно ярко проявляется во время исполнения
песни. Гринев проявляет себя мужественным и честным человеком,
а Пугачев неожиданно обнаруживает добрые стороны своей
сложной натуры. Пушкину удается передать трагическую поэзию
народного бунта, обреченного на разгром.