Пушкин ставил на первое место среди своих заслуг прославление свободы. Свобода останется темой его творчества на всю жизнь. Свобода для Пушкина — это прежде всего личная свобода и независимость. Это свобода выбора профессии, занятий, свобода от разного рода предрассудков. Это и свобода мысли: в отношении к искусству, к религиозным убеждениям, к взаимоотношениям с людьми. Поэт всегда отстаивал свободу творчества. Он не мог писать в угоду. В «Песни о вещем Олеге» Пушкин говорит о независимости и правдивости подлинной поэзии.
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Пушкин мечтал об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, все ужасы которого он показал в стихотворении «Деревня»:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
Стихотворение заканчивается призывом к царю уничтожить рабство и дать русскому народу свободу и просвещение:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Поэт верит, что мечты его сбудутся. Об этом свидетельствуют строки из стихотворения «К Чаадаеву»:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Поэт размышляет о путях и средствах достижения свободы: революционным путем, ценою крови или каким-либо иным? Революционные взгляды формировались у поэта под влиянием близких друзей: Чаадаева, Давыдова, Раевского, Пестеля. У Пушкина много стихотворений, в которых он рассказывает о движении декабристов и их судьбе, а также о своем участии в этом движении. В стихотворении «В Сибирь» он выражает надежду на скорое освобождение своих друзей-декабристов, говорит им, что не напрасны были их деяния, что их работа сыграет свою роль в освобождении народа:
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
А в стихотворении «Арион» Пушкин заявляет, что после разгрома декабристов («вдруг лоно волн приял с налету вихорь шумный. Погиб и кормщик и пловец!») и спасения самого поэта он не отрекся от своих убеждений:
Я гимны прежние пою…
Он считал, что власть самодержавия — власть роковая, осужденная судьбой. Поэт мечтает о просвещенной монархии. В стихотворении «Стансы» он предлагает царю целую программу действий: заботиться о просвещении народа, по-
кровительствовать науке, уважать и любить свою страну и постоянно трудиться для ее блага. Николаю он ставит в пример Петра:
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
…
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
Пушкин говорит, что свобода, «вольность» возможны и в монархическом государстве, если и царь, и народ строго соблюдают законы. Нарушение законов народом влечет за собой рабство, нарушение законов царем — грозит тирану гибелью.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.
…
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
В стихотворении «Анчар» поэт показывает дисгармонию человеческого общества, где один человек имеет неограниченную власть над другими, на фоне гармонии природы. Поэт говорит, что тирания гибельна, опасна и для соседних стран:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он заслужил право на бессмертие и любовь народа тем, что поэзия его поднимает в людях все самое лучшее, что есть в их
душе, и тем, что он «восславил свободу» и не переставал по буждать Николая I оказать «милость падшим», вернуть сосланных декабристов.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.