1. Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве А. С. Пушкина.
2. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.
3. Свободолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина.
4. «…Вослед Радищеву восславил я свободу».
5. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Проходят десятилетия, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя — республиканцами, и все страстно увлекались литературой. Уже в то время среди них выделялся поэт Пушкин. В эти годы Пушкин знакомится с произведениями Радищева, и в тот же период он сближается с вольнодумцем П. Я. Чаадаевым.
В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях «Арзамаса», а после его закрытия посещает литературно-политический кружок «Зеленая лампа», который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й главах «Евгения Онегина». Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.
Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки». Пушкинская ода «Вольность» явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:
Увы, куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволц немощные слезы.
В стихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает к восстанию:
…Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.
Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание «К Чаадаеву». Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного
права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении «самовластья». Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: «Звезда пленительного счастья», «Пока свободою горим», «Обломки самовластья», эмоциональны эпитеты «Нетерпеливою душой», «Роковая власть». В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску. Стихотворение насыщено политической лексикой: «Отчизна», «Власть», «Самовластье». Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как революционную прокламацию.
Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение «Деревня». В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, «приюту спокойствия, трудов и вдохновенья», противопоставляется «барство дикое и рабство тощее» как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое «без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». По стихотворению можно представить себе образ поэта: «друг человечества», размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства. Поэт страстно желает помочь народу:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Мечтает о свободной Родине:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: «И рабство падшее и падшего царя». «Деревня» также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: «Не было живого человека, который не знал бы его стихов». Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.
В стихотворении «Сказки» высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный «Священный союз» с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: «И прусский и австрийский я сшил себе мундир», а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:
И людям все права людей…
Отдам из доброй воли.
В стихотворении Пушкина младенец Христос, «Спаситель», наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:
Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?
И мать объясняет ему, что нечего верить этим словам царя, что все его обещания — это просто сказки для маленьких детей.
По свидетельству современников, пушкинские стихи и эпиграммы, «наскоро на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть».
Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что поэт «наводнил всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает». И Пушкина сослали на юг России. Так поэт, не будучи членом тайного политического общества, первым подвергся гонению за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и с их идейным руководителем Пестелем. К этому периоду относятся такие его вольнолюбивые стихи: «Кинжал», «Узник», «К Давыдову». Стихотворение «Кинжал» — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть:
Свободы тайный сторож,
Карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.
Ссылка не смирила поэта, как надеялся царь: его революционные настроения все усиливались, и на юге было создано стихотворение «Узник», отразившее мысли поэта о свободе. Пушкин рассказывает о себе, как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в тюрьме:
Сижу за решеткой, в темнице сырой.
Пушкин называет орла «мой грустный товарищ», ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе.
Стремление к свободе — мечта поэта, выраженная в этом стихотворении. Последнее четверостишие звучит как призыв к свободе, к жизни на воле, к борьбе за это счастье:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
Не случайно мечты о свободе поэт выразил в образе; молодого орла. Эта могучая, прекрасная птица плохо переносит неволю и гибнет. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти же мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобожде-
ние. Еще при жизни поэта его стихотворение становится народной песней. В 1824 году, уезжая из Одессы, Пушкин прощался с морем: «Прощай, свободная стихия!»
Главная мысль стихотворения «К морю» — человек и свобода. Человек — это всякий мыслящий сын России, ненавидящий рабство, а свобода — пока еще только море. Другой свободы не было на родине Пушкина. Для поэта начиналась новая ссылка, Пушкин из Михайловского в 1825 году решил самовольно отправиться в Петербург. Он собирался попасть к Рылееву 13 декабря, однако вернулся с дороги. Он говорил друзьям: «Вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы с вами, мои милые».
С течением времени взгляды свои поэт не менял, желаемой свободы не чувствовал, тосковал по друзьям-декабристам. Несмотря на преследования, Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах жен декабристов в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них задушевное послание Пущину и стихи «В Сибирь». Поэт призывает декабристов быть стойкими, гордыми своим делом, не показывать уныния и слабости перед врагом. «Дум высокое стремленье» — по мнению Пушкина, это благородные думы о свободе, о счастье народа. Поэт выражает утешение, сочувствие к ссыльным, но Пушкин верит, что «не пропадет ваш скорбный труд», за который эти мужественные люди отдали свои жизни, дело их продолжают другие борцы за свободу. «Придет желанная пора», когда Родина станет счастливой и свободной. Поэт — смелый человек, которого не смогли испугать никакие притеснения и ссылки. Он, верный друг, добрый и отзывчивый, не забывал своих друзей в несчастье и до конца остался верен своим мыслям и взглядам. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе правого дела:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский:
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя.
Свое отношение к 14 декабря 1825 года Пушкин также выразил в стихотворении «Арион», которое написано по случаю годовщины гибели пяти декабристов, повешенных царем. Поэт прибегает к иносказанию, так как в период николаев-
ской реакции открыто высказать свои мысли было нельзя. Именно рассказ о чудесном спасении певца использовал Пушкин. В переносном смысле поэт изобразил свое участие в движении декабристов. «Нас было много на челне» — это указание на состав деятелей движения. У каждого из декабристов свое дело: «…иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны весла». «Кормщик умный» — вероятно, это руководитель движения Пестель. О себе поэт говорит: «А я — беспечной веры полн, — пловцам я пел…», «Вихорь шумный», гибель и кормщика, и пловца — это иносказательно разгром восстания. Свое спасение Пушкин объясняет случайностью: во время восстания он находился в ссылке:
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою.
В словах «таинственный певец» содержится намек на то, что среди современников стихи поэта распространялись тайно, часто даже без подписи.
Идея стихотворения заключается в знаменитых словах: «Я гимны прежние пою», в них выражена верность Пушкина взглядам и настроениям декабристов. Он не отрекся от своих передовых убеждений. «Арион» был анонимно опубликован в литературной газете Дельвига. Значение стихотворения в том, что в годы реакции Пушкин определяет свое место в борьбе за освобождение России. В первые годы после возвращения из ссылки поэт сохранил иллюзии свободы творчества, которые, однако, скоро исчезли, так как гонения и придирки не прекращались. Эти его настроения переданы в стихотворении «Предчувствие»:
Снова тучи надо мною
Собралися в вышине.
Рок завистливой бедою
Угрожает снова мне.
С особой остротой Пушкин говорит в этот период о деспотизме. В 1828 году он создает стихотворение «Анчар». В основу его названия легли сведения о ядовитом дереве. Дерево яда — анчар описывается в торжественных мрачных тонах. Этому способствуют эпитеты: «чахлая и скупая пустыня», «почва, зноем раскаленная», «зелень мрачная ветвей»; на символичность образа указано в самом начале стихотворения: «Стоит — один во всей вселенной». Дерево губительно действует на все окружающее: «К нему и птица не летит, и тигр нейдет». Его ядом поражаются воздух, почва: черный вихрь пустыни становится тлетворным, а песок — ядовитым. Невзирая на губительную силу анчара, человек-деспот посылает покорного раба к нему. Зависимость от тирана неизбежно ведет к гибели. Сила разоблачения в том, что поэт показал самое отвратительное в этой деспотической власти: губя человека, его заставляют служить уничтожению людей. Добытый яд князь разослал «соседям в чуждые пределы». В стихотворении Пушкин аллегорически изобразил самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего смерть людям.
Общественное значение вольнолюбивой лирики Пушкина было необыкновенно велико. По словам Герцена, в годы реакции, когда лучшими людьми России овладело отчаяние, «одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мученья, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее, посылала свой голос отдаленному будущему».