Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Вольнолюбивая лирика Пушкина

Сочинение на тему «Вольнолюбивая лирика Пушкина»

Уже в лицее Пушкин создаёт своё первое вольнолюбивое стихотворение «К Лицинию» (1815. В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним римским авторам выступает про­тив русского самодержавия, против царя Александра и его спо­движника Аракчеева и прославляет свободу. Пушкин рисует древний Рим, «гордый край разврата, злодеяний», который «свободою возрос, а рабством погублен». В этом раннем стихо­творении гражданская тема выражена ещё в иносказательной форме.

Более широкое и свободное развитие вольнолюбивых моти­вов в поэзии Пушкина относится к 1817—1819 гг. В это время одно за другим появляются гражданские стихотворения Пуш­кина: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. В этих стихотворениях Пушкин поднимает свой гневный голос против самодержавия и крепостничества. В лирике его ясно звучат отголоски и мятежных идей будущих декабристов.

Название оды «Вольность» Пушкин заимствовал у Ради­щева, который написал оду «Вольность» и включил её в «Путе­шествие из Петербурга в Москву».

В своей оде молодой поэт воспел политическую свободу, би­чуя в то же время царскую тиранию:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

По содержанию оду можно разделить на четыре части: в первой части автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему. Пушкин хо­чет воспеть свободу потому, что в современной Европе и России видит лишь одно насилие:

Увы! Куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы.

Во второй части автор размышляет о том, что для блага на­родов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью

святой»:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье.

В третьей части Пушкин подкрепляет историческими приме­рами мысль о том, что правители, которые не соблюдают зако­нов, обречены на гибель (казнь французского короля Людови­ка XVI, насильственная смерть Павла I).

Особенно сильно выражена ненависть поэта к тирании в сле­дующих строках:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

В четвёртой части Пушкин обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона».

В оде «Вольность» выражен пафос поэта-гражданина, рево­люционное предостережение тиранам, призыв к восстанию.

Дружба с Чаадаевым оставила глубокий след в жизни Пуш- кина. Свидетельством близости поэта к Чаадаеву является по­слание «К Чаадаеву». В конце этого стихотворения находим за­мечательные строки:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Молодой поэт верил, что в России самовластье не вечно, что оно падёт и начнётся новая, свободная жизнь.

В стихотворении «Деревня», написанном во время пребывания в селе Михайловском, поэт яркими чертами рисовал страдания крепостных крестьян, выражая пламенную веру в освобождение русского народа от крепостного права.

Это стихотворение распадается на две части. В первой части Пушкин выражает свои задушевные настроения, связанные с сельской природой и мирной обстановкой деревни. Во второй части Пушкин изображает страшную картину жизни крестьян в условиях крепостного права..

Если в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» удар направлен против самодержавия, то в стихотворении «Деревня» он направлен против крепостного права. Пушкин всю жизнь не изменял программе, выраженной им в заключительных стихах «Деревни»:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

В 1827 г. Пушкин обращается к ссыльным декабристам с посланием «В Сибирь». Послание было услышано декабристами. Они ответили ему словами А. И. Одоевского:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки —

Но лишь оковы обрели.

Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе.

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

В стихотворении «Арион» ‘ (1827) ясно звучит мысль о вер­ности Пушкина своим прежним идеалам: «Я гимны прежние пою». В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов.

Свои взгляды на самодержавие Пушкин ещё раз выражает в стихотворении «Анчар» (1828). Анчар — дерево, выделяющее ядовитый сок, которым туземцы пользуются для отравления стрел. Пушкин аллегорически изображает самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего гибель людям.