Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина)

Сочинение на тему ««Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина)»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — стихотворе­ние замечательное хотя бы потому, что поэт предугадал свою всенародную славу. Он не просто творил — он видел в этом свое высшее предначертание. Тема поэта и поэзии — главенствующая в лирике Пушкина.

Мотив высокого предназначения поэзии, свободы твор­чества, взаимоотношений поэта с миром звучит во многих стихотворениях Пушкина («Я памятник себе воздвиг…», «К Н. Я. Плюсковой», «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Осень», «Свободы сеятель пустынный», «Поэт и толпа», «Эхо» — спи­сок можно продолжать долго).

Итак, данная тема безгранична и практически неисчерпа­ема. Но есть некие вехи, ключевые стихотворения, которые помогают проследить становление Пушкина как поэта и яс­нее увидеть его понимание собственного творчества.

Наиболее полно свой взгляд на обязанности и призвание поэта Пушкин выразил в стихотворении «Пророк». Поэт не просто человек — пророк, у него не язык — жало, не . серд­це — «угль, пылающий огнем», обязанность его не развле­кать праздную толпу — «глаголом жечь сердца людей». Про­рок выступает здесь не только как провидец, прорицатель, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый об­личитель общественного зла. Узнаваемой библейской симво­лике в стихотворении придается ярко выраженное полити­ческое звучание, что неудивительно для Пушкина.

Не меньшее политическое звучание, уже хотя бы пото­му, что оно обращено к полуопальной императрице Елиза­вете Алексеевне, имеет стихотворение «К Н. Я. Плюсковой». В заголовке — имя фрейлины царицы. В стихотворении уже не в аллегорической форме, а прямо выражен взгляд поэта на собственное предназначение:

И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

Звучащий здесь пафос вполне оправдан, поскольку Пуш­кин действительно никогда не боялся быть слугой народа, выражать его чаяния, сочувствовать ему. Он всегда поддер­живал идеи декабристов и не скрывал, что разделяет их взгляды.

Еще в одном стихотворении («Поэт») Пушкин утвержда­ет, что поэт не политик. По крайней мере именно так зву­чат первые строки. Но далее автор в который раз утверж­дает свою главную мысль: когда «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт отдает свою лиру на службу народу. Безусловно, талантливый человек обладает неимо­верной чуткостью, восприимчивостью ко всему происходя­щему вокруг. Таков был Пушкин, таков должен быть истин­ный поэт. Если того требует священный долг, то поэт бежит от «забот суетного света», вспоминая о своем истинном на­значении.

Затрагивая тему о месте поэта в окружающем мире, нельзя не вспомнить построенное в форме диалога стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». «Разговор…» примечате­лен столкновением двух противоположных мнений. С одной стороны, поэт восхищается теми, кто замалчивает плоды своего вдохновения, не выставляет чувств напоказ и тем не опошляет свое творчество. С другой стороны, книгопрода­вец, отдавая долг гению и высказывая подчас очень тонкие оценки поэзии, не гнушается «стишки любимца муз и гра­ций» обращать в ассигнации. Надо признать, что торговец оказывается честнее, потому что прямо выражает свою по­зицию, поэт же, несмотря на весь, свой пафос и высокопар­ные речи, продает рукопись. Слова книгопродавца до край­ности просты и, главное — верны:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

 

Несомненно, что первая строка является девизом самого Пушкина.

С «Разговором…» перекликается стихотворение «Поэт и толпа». Оно также построено в форме диалога. Надо при­знать, что поэт предстает здесь не в лучшем свете. Его ни в коем случае нельзя отождествлять с автором, как, впрочем, и в «Разговоре книгопродавца с поэтом…» В «Поэте и толпе» выражена мысль, которую Пушкин опровергал всем своим творчеством:

…Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Пушкину никогда не была свойственна подобная «мягкоте­лость». В уста черни, напротив, вкладываются слова, кото­рые Пушкин мог бы сказать о себе:

…Если ты небес избранник,

Свой дар, божественный посланник,

На благо нам употребляй:

Сердца собратьев исправляй.

Для того чтобы подытожить разговор о назначении поэта и поэзии, можно вернуться к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Его принято называть духов­ным завещанием поэта. Стихотворение — воплощение мно­голетних дум о собственном творчестве. Надо заметить, что многие поэты обращались к теме «памятника нерукотворно­го», то есть к оценке своих заслуг перед потомством. Но права на бессмертие всеми формулировались по-разно­му. Формулировка Пушкина — самая’ четкая и лаконичная. Может быть, для обычного человека такую высокую само­оценку сочли бы чрезмерной, но гениев не судят.

Интересно, что Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» предсказал не только свою буду­щую славу, но и, если так можно выразиться, очертил ее географические границы. Его лирика, известная во всем мире, стала достоянием и сокровищем именно русского народа. «Душа в заветной лире» завоевала себе бессмертие.

Осмысление всего творчества — в четвертой строфе, са­мой важной:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.


Точнее и лучше никто, ни один из бесчисленных крити­ков, не оценивал и не оценит пушкинского творчества. Так, как Пушкин воспевал свободу, не воспевал ее никто. Такие «чувства добрые», которые пробуждал он, не удавалось про­буждать никому. Этим он и заслужил право на бессмертие и всенародную любовь.