Всякая литература имеет своего адресата — это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания. В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: «Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам». Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьба или пожелание.
Послание — это очень древний жанр; еще в творчестве таких античных поэтов, как Гораций и Овидий мы встречаем подобные произведения. В России XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, послания были популярны в среде поэтов-сентименталистов и романтиков — Жуковского, Батюшкова, Ломоносова, а также в творчестве Фонвизина и Сумарокова.
Далеко не последнее место занимали послания у Пушкина. Адресаты его произведения весьма разнообразны, но условно их можно подразделить на обозначенных и подразумеваемых. Например, ода «Вольность 2 — это риторическое обращение к царям, т.е. адресат условен. В стихотворении «К Чаадаеву» можно выделить сразу несколько: собственно, Чаадаев (что и обозначено в названии), а также вообще все, кто придерживается схожего мнения по поводу крепостного права.
Адресатов может быть и несколько, но, несмотря на их огромное разнообразие (от древнего императора до чернильницы), в творчестве Пушкина преобладают дружеские и любовные.
Сочинять дружеские послания Пушкин начал еще в Лицее. Друзья, которые появились у него в его стенах, были рядом с ним всю его жизнь. Уже в 1817 г. в стихотворении «В альбом Пущину» мы можем услышать известную пушкинскую тему о «священном союзе» друзей:
…но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен.
Пред грозными временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
Этот же мотив слышится в стихотворении «19 октября», написанном в период ссылки в Михайловское. Оно написано как воспоминания об учебе, о друзьях и проказах, поэт сожалеет, что не может попасть на годовщину открытия Лицея, но не падает духом. «Куда бы… ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело», они останутся близки друг другу; воспоминания о тех днях развевают ссылочную тоску поэта:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
К дружеской лирике стоит отнести и послания Пушкина к декабристам, среди которых, как известно, у поэта было много друзей. Для него дружба — это еще и взаимопомощь, поддержка. И поэтому он считает своим долго отправить находящимся в ссылке декабристам послание «Во глубине сибирских руд…», оно выражало уверенность в том, что их выступление 14 декабря не было напрасным и что освобождение близится:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Вместе с этим стихотворением в Сибирь на каторгу было переслано также послание «И.И. Пущину», где поэт пытается воспоминаниями о «лицейских ясных днях» поднять дух томящегося там друга.
Разительно отличается от посланий декабристам произведения, имеющие ярко выраженный романтический характер. В стихотворении «Гречанка» поэт рисует портрет Байрона — излюбленного героя романтиков. Своеобразно и стихотворение «К морю» — оно написано еще в стиле романтизма, но заключает в себе тонкую идею прощания с морем — типично романтическим символом. То есть, с этого стихотворения начинается период в творчестве поэта, который можно назвать реалистическим.
Послания Пушкина претерпевали изменения на протяжении его жизни. Если в ранней лирике можно было довольно уверенно увидеть того, кому адресовано произведение, то в 2030-х гг. стихотворения теряют конкретного адресата. Он абстрактен, представляет собой некое обобщение, и произведения приобретают философскую окраску. Так, в стихотворении «Поэту» Пушкин обращается к поэтам вообще, здесь мы видим его отношение к поэту и поэзии в целом.
Как уже говорилось, второй тип посланий Пушкина — это его любовная лирика. Эти послания играют очень важную роль в творчестве поэта, поскольку его жизнь была насыщена привязанностями, влюбленностями, романами. И они претерпели ту же эволюцию, что и дружеская лирика.
В раннем творчестве можно увидеть множество стихотворений, обращенных к конкретному лицу (например, «Ек.Ушаковой», «Кн. З.Н.Волконской»), и здесь выражается обычно восхищение мимолетным увлечением, эти послания по большей части адресованы к просто знакомым симпатичным автору женщинам.
В зрелой лирике женский образ подвержен более глубокой оценке, прочувствован. Женщина для поэта — богиня, мадонна, «чистейшей прелести чистейший образец». Она почти святая, чуть ли не божество (как заклинание твердит поэт: «Душа моя полна тобою, тобой, одной тобой…»). Она — «гений чистой красоты» («Я вас любил»). Поэт предается философским размышлениям на тему любви, рассуждая на основании своего опыта:
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
В заключении стоит сказать о стихотворении, которое не относится ни к дружеским, ни к любовным посланиям. «Я памятник себе воздвиг…» — звучит как подведение итога всей жизни и творчества поэта. Здесь тоже присутствуют элементы послания, автор обращается к музе, говоря об истинных ценностях поэтического искусства.
Жанр послания является одним из центральных в творчестве Пушкина, что можно понять из того, что их тематика (дружба, любовь, поэзия) — это то, что являлось для поэта высшими человеческими ценностями.