Пушкин начал свое творчество в период разложения литературной системы классификации жанров. Жанр послания в лицейском творчестве Пушкина занимает, пожалуй, ведущее место. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений Пушкина послание «К Наталье» [1813]. В Лицее Пушкин пишет послания родным («К сестре» [1814], «В.Л. Пушкину»), друзьям («Дельвигу» [1815, 1817], «К Пущину» [1815], «Князю А.М. Горчакову» [18141817], «К Каверину» [1817]), преподавателям («К Галичу» [1815], «Моему Аристарху» [1815]). Большую группу посланий составляют его обращения к женщинам («К ней», «К молодой актрисе» И815], «К Делии», «Послание Лиде» [181о], «К молодой вдове» [1817]). Этим перечислением не исчерпываются все случаи обращения Пушкина к этому жанру в Лицее. Выделим самые значительные, представляющие разные типы посланий.
В начале XIX века жанр послания приобрел особую популярность в кругу поэтов, близких Карамзину. Дружеские послания карамзинистов оказали заметное влияние на молодого Пушкина. «Городок» [1815] написан по образцу послания Батюшкова к Жуковскому и Вяземскому «Мои пенаты». Оба стихотворения, написанные трехстопным ямбом, построены по одинаковой схеме: поэт воспевает свой «укромный уголок», «смиренную хату», где его посещает фантазия и куда он призывает на скромный пир своих друзей. В мотиве мечтательной любви Пушкин еще полностью следует за учителем. Достаточно сравнить:
Волшебница явилась Пастушкой предо мной!
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах…
Покойся, друг прелестной,
В объятиях моих!
(Батюшков)
Мечты! В волшебной сени
Мне милую яви…
Представь, что на коленях
Покоясь у меня
В порывистых томленьях
Склонилося она…
(Пушкин)
Однако некоторые детали показывают самостоятельность начинающего поэта, точность описаний бытовых зарисовок. Таково описание вечернего чаепития у словоохотливой старушки, которая «всё расскажет, меж тем как юбку вяжет».