Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Жанровые и композиционные особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Сочинение на тему «Жанровые и композиционные особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»»

Поэма была написана в 1839 г. Это вершина романтического творчества Лермонтова. Н. П. Огарев писал, что «это самый ясный и единственный идеал поэта». Действительно, Мцыри — человек страдающий, гордый и независимый, как и положено романтическому герою. Причины мучений и страданий заложены не в его душе, а в тех обстоятельствах, в которые он попадает. У него есть идеал, к которому он всегда стремится, — свободная жизнь на родине. Для него монастырь — это тюрьма:
… понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей…
Композиция поэмы подчинена задаче раскрытия образа главного героя.
Мцыри одинок. Он оторван от Родины, не знает своих родных. В его душе всё время живёт тоска. Он сравнивает себя с листком, оторванным грозой.
Он мучается оттого, что не может найти себя, понять, кто ему близок. Не может быть понят теми, с кем живёт.
Я вырос в сумрачных стенах.
Душой — дитя, судьбой — монах.
В Мцыри есть и сила, и слабость. С одной стороны, в нём живёт «могучий дух его отцов», а с другой — его преследует «мучительный недуг», он «и слаб и гибок, как тростник», — и в этом тоже мучительное противоречие.
Лермонтов недаром выбрал именно форму исповеди, чтобы рассказать о мыслях героя. Во-первых, это жанр, характерный для романтической поэзии в целом, но в особенности для лермонтовской, а во-вторых, через исповедь можно выразить только те чувства и переживания героя, которые он сам может понять, а самые сокровенные все-таки невозможно передать ничем. Мцыри говорит: «А душу можно ль рассказать?»
Важно обратить внимание на соотношение временных планов. Три дня, во время которых герой понял, что значит жить, имеют для него много большее значение, чем годы, проведённые в монастыре. Он рассказывает:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Таким образом, в поэме также звучит и мотив свободы. Рассмотрим теперь наиболее существенные эпизоды, помогающие нам понять характер героя. Сначала рассмотрим сцену грозы и бегства Мцыри из монастыря. В этом эпизоде перед нами раскрывается мятежная сущность Мцыри, герой не желает жить под укрытием мрачных стен, где невозможно достичь того слияния с природой, которого жаждет его душа. Он интересуется:
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
Для Мцыри монастырь — это действительно тюрьма, которая не позволяет ему жить по-настоящему. Он «естественный человек », поэтому для него жить — значит существовать только в гармонии с природой, быть её неотделимой частью. Он восклицает:
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Мотив бури, ненастья — очень характерен именно для романтической литературы. Вспомним парус, который «ищет бури».
Следующий важный эпизод — встреча Мцыри с прекрасной грузинкой. Этот момент имел для него огромное значение. Он открыл для себя новые чувства, которые до этого времени не волновали его. Он понял, что в жизни существует ещё то, что ему никогда не удалось бы узнать, останься он навсегда в монастыре. Мцыри рассказывает:
И ближе, ближе все звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имён
Произносить был приучён.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настаёт,
Незримый дух её поёт.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то что Мцыри всю жизнь провёл в монастыре, и он не лишён способности к романтической любви.
Теперь обратимся к эпизоду, который является кульминацией всей поэмы. Это поединок с барсом. Для понимания жанра и композиционных особенностей эта сцена очень важна. Мы видим, что, несмотря на физическую слабость героя до этого момента, он доказывает свою силу. Он понимает это и сам, признаваясь:
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
В этом эпизоде звучит мотив борьбы. Здесь герой окончательно утверждает себя в своих глазах и в глазах читателя. Он как бы олицетворяет те силы, против которых борется «естественный человек». Несомненно, этот эпизод — кульминационный в поэме. Именно в нём характер главного героя раскрывается наиболее полно.
И последняя важная в композиции сцена — эпизод с песней рыбки, связанный с мотивом покоя. Образ рыбки также символичен. Она столь же холодна и бесстрастна, как обитатели монастыря, которые не позволяют человеку развиться в полной мере, они довольны жизнью за мрачными стенами, их ничто новое не интересует. Для полного понимания композиции поэмы важно подчеркнуть её замкнутость: Мцыри удалось убежать из монастыря, но он не смог переломить судьбу в своём стремлении к свободе, и не по своей воле он возвращается обратно в монастырь.
Таким образом, мы видим здесь и мотив неумолимого рока. Герой не обретает гармонии с природой, его страдания не разрешены, а порыв к свободе не удовлетворён.
Итак, мы рассмотрели эпизоды, играющие главную роль в композиции поэмы, а также поняли, что Лермонтов не случайно выбрал именно жанр исповеди.