Лермонтов был поэтом-романтиком, поэтому при написании романа он опирался на романтические традиции, очень близкие ему по духу. Нозадача «Героя нашего времени» не могла решаться в этих рамках, поэтому мы видим в романе черты реализма. В чем же он проявился? Прежде всего в том, что автор показал реалии эпохи 30-х годов XIX века. Во-первых, ему удалось воссоздать политическую атмосферу того времени, а во-вторых, философские искания, характерные для нашего века. По словам автора, он стремился «показать… портрет своего поколения». Причём портрет далеко не благостный: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины… Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!»
Именно характер главного героя во многом объясняет особенности построения романа, его жанровую специфику.
В. Г. Белинский писал: «Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов».
« Герой нашего времени », с одной стороны, философский роман, а с другой — психологический.
Лермонтов ставит множество философских проблем. Как лирическому герою поэзии Лермонтова, так и Печорину свойственно стремление к действию, к борьбе. Но эпоха, в которую суждено было жить лермонтовскому герою, не создавала почвы для плодотворной деятельности. Печорин, не желая идти на поводу у общественного мнения, создавал сам себе опасные ситуации, непрерывно действовал. Все его поступки — по сути эксперименты над жизнью.
Например, его вмешательство в дела «честных контрабандистов ». Он, ради удовлетворения своего любопытства, узнал их тайну, разрушив таким образом их устоявшуюся жизнь. Или похищение Бэлы. Это была лишь мимолетная прихоть Печорина, но она привела к гибели ни в чём не повинных людей.
Но Печорин и сам чувствует себя «топором в руках судьбы». Он говорит: «Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…» Во всём этом мы видим трагическое противоречие в характере Печорина. Герой сознаёт тщетность своих попыток жить так, как считает нужным. Его взгляды на жизнь постоянно противоречат взглядам других людей.
Следующая философская проблема, которую ставит Лермонтов в романе, — проблема познания. Печорин признаётся Максиму Максимычу: «Я стал читать, учиться — науки также надоели…» Можно предположить, что Лермонтов отрицает не науку вообще, а науку бесплодную, которая не приводит ни к каким результатам. В романе и с этой стороны мы видим противоречие. Не принимая науку, философию, Григорий Александрович не может уйти от постоянной работы мысли, он обдумывает, осмысляет каждый свой поступок. И в этом он тоже герой своего времени. Это герой-филосОф, обречённый на бездействие, на бесцельные размышления.
Проблема предопределения и свободы воли формулируется в повести «Фаталист». Она связана как с проблемой действия, так и с проблемой познания. В романе Лермонтов не стремится сделать окончательный вывод в отношении этого вопроса — ему важно лишь показать, что герой бросает вызов судьбе. Печорин говорит: «.. .Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». В этих словах и заключается сущность его характера.
Бросая вызов судьбе, герой отвергает и те нравственные законы, которые диктует религия, и поэтому он находится перед необходимостью самостоятельного выбора добра и зла. Почему же Печорин предпочитает зло?
Во-первых, добро и «демоническое» начало в характере Печорина не могут существовать одновременно. А во-вторых, общество, в котором живёт герой, не способно развить добрые черты в человеке. Печорин говорит: «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю…» Печорин, принося в мир зло, не может найти душевное равновесие, смысл жизни и счастье.
Таким образом, в романе встаёт ещё одна философская проблема — в чём смысл человеческого существования. Полное отрицание всего, сомнение в истинности добра приводят Печорина к духовному кризису, из которого закономерно вытекает смерть. Это состояние героя точно определил Белинский: « Это переходное состояние духа, в котором для человека всё старое разрушено, а нового ещё нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».
Психологическую сторону романа раскроем, приведя цитату из «Предисловия» к «Журналу Печорина». Лермонтов пишет: «История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писала без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Разумеется, необычный жанр требовал нетрадиционный композиции.
Внутри романа Лермонтов расположил повести не в хронологическом порядке, а так, чтобы было возможно постепенно раскрывать характер героя. Повествование ведут три лица: Максим Максимович, автор-повествователь и сам герой.
В первой повести, «Бэла», мы узнаём о Печорине из рассказов Максима Максимыча. В силу недостаточного воспитания и ограниченного кругозора он не может проникнуть в душу главного героя, поэтому перед читателем Григорий Александрович предстаёт человеком загадочным. В «Бэле» мы видим некоторые монологи Печорина, из которых получаем сведения о характере героя. Например, в одном из них он говорит: «…Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало…» У читателя складывается впечатление о герое как о человеке, который уже успел устать от жизни, но душа которого жаждет деятельности.
В повести «Максим Максимыч» автор-повествователь лично знакомится с Печориным. Здесь Лермонтов дает психологический портрет Печорина, играющий важную роль в композиции романа. Лермонтов устанавливает связь между внешностью и внутренним миром героя. Посмотрим, что он пишет о глазах Печорина: «Во- первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти ». И этот портрет ещё добавляет детали к характеру главного героя.
За этой повестью следует «Журнал Печорина», где, по выражению Белинского, герой становился автобиографом.
В «Княжне Мери» Печорин раскрывается в своих поступках, монологах, афоризмах.
Повесть «Фаталист» имеет отличное от остальных значение для композиции. В ней мы не узнаем ничего нового о герое, но здесь подводятся итоги философских размышлений автора.
Особое место в композиции романа занимают портрет и пейзаж. Пейзаж выполняет разные функции. С одной стороны, он подчеркивает романтические черты, присутствующие в романе. Как, например, в «Тамани». При этом он позволяет передать переживания героя. Лермонтов использует приём показа внутреннего через внешнее. Например, пейзаж перед дуэлью. Здесь перед смертью предельно обострено чувство жизни, красоты природы. В повести «Фаталист» автор рисует философский пейзаж, что подчёркивает значение повести в философском романе.
Таким образом, мы рассмотрели жанровые и композиционные особенности романа. Но хотелось бы ещё добавить, что Лермонтов опирается на многие литературные жанровые традиции, например, французского психологического романа, путевых заметок, философской повести и других.