План
1.Вступление.
«Доктор Живаго» — сложное и многоплановое произведение.
2. Основная часть.
2.1 Жанровое своеобразие романа.
2.2 Стихи Юрия Живаго.
2.3 Лирические описания природы.
2.4 Чувства и переживания героев.
3. Заключение.
«Доктор Живаго» — лирический роман.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Пастернак
Борис Леонидович Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Произведение представляет собой широкое обобщение жизни русского общества, в частности интеллигенции, в период революций и Гражданской войны. Кроме этого, в романе отразились философские размышления писателя о жизни и смерти, о ходе истории, о тайных порывах человеческой души. Произведение всесторонне и полно раскрывает внутренний мир главного героя, имя которого вынесено в его заглавие. Поэтому исследователи нередко называют «Доктор Живаго» лирическим романом. Роман пронизан стихами главного героя, Юрия Живаго, врача с душой поэта. В романе стихи героя выделены в отдельную часть. Небольшой сборник стихов заключает в себе целую жизнь Юрия Живаго со всеми его переживаниями,
сомнениями, радостями и горестями. Сборник имеет строгую структуру. Его открывает стихотворение «Гамлет», В котором автор раздумывает над собственной судьбой и характером эпохи. Заканчивает сборник произведение «Гефсиманский сад», в котором звучат слова героя стихотворения, Иисуса Христа, о том, что нельзя отвечать насилием на насилие: но слышит: «Спор нельзя решать железом, Вложи свой меч па место, человек … »
В этих словах оценка Юрием Живаго происходящих событий. Герой романа, как и герой последнего стихотворения, готов на самопожертвование. Центральным стихотворением цикла является произведение « Зимняя ночь», В котором основную символическую нагрузку несёт образ свечи.
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела па столе,
Свеча горела.
Образ свечи трактуется традиционно: это символ судьбы героя, символ самой жизни. Образ присутствует на страницах романа постоянно. Так, Лара любила смотреть на горящую свечу: «Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё их нераспечатанную пачку … Пламя захлебнулось стеарином … Комната наполнилась ярким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок». Юрий Живаго также обращает внимание на горящую свечу, и в его душе рождаются строки: «Свеча горела на столе … » , «Зимняя ночь» — одно из первых стихотворений героя. Для него свеча — не только символ жизни. Это творчество и любовь. Не случайно Лара называет его «свечечка моя яркая ». Стихи Юрия Живаго — это отражение его внутренней жизни, биография его души. Удивительно прекрасны и описания природы в романе. «Весна ударила хмелем в голову неба, и оно мутилось от угара и покрывалось облаками. Над лесом плыли низкие войлочные
тучи с отвисающими краями, через которые скачками низвергались тёплые, землёй и потом пахнувшие ливни, смывшие с земли последние куски пробитой чёрной ледяной брони … ». Писатель и его герой неравнодушны к красоте природы, она помогает им ощущать полноту жизни. Большое место в произведении занимает описание зимы, ведь именно зимой разворачиваются основные события романа. Бескрайние снежные просторы становятся символом
России. Метель, вьюга, буран отождествляются с водоворотом событий, который закрутил героев. Образ свечи — то единственное тёплое, родное, нежное, успокаивающее, что согревает душу героев. Образы природы созвучны переживаниям главных героев. Именно глазами Юрия Живаго мы видим картины природы. Герой понимает и тонко чувствует красоту окружающего миpa: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев
выходил из-под лопаток наружу». Необычайно поэтичны страницы романа, посвященные любви героев. Они напоминают стихи по своей нежности, красоте, лиризму. Дни, проведённые Юрием и Ларой зимой вдвоём, стали самыми прекрасными в их жизни: «Прелесть моя незабвенная! Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока ещё ты на губах и на руках моих, я побуду с тобой. Я выплачу слёзы о тебе в нежном-нежном, щемяще печальном изображении. Я останусь тут, пока этого не сделаю». Проза и поэзия в романе Пастернака «Доктор Живаго.
слиты воедино, образуя особый жанр лирического романа. Своеобразие жанра произведения не исчерпывается включением в его канву стихов главного героя. Поэзия в каждой странице романа: в описаниях природы, в строках, посвящённых переживаниям героев, в словах, передающих размышления писателя.