Русские женщины… Когда слышишь эти слова, возникают необыкновенные образы из романов А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. И совсем не обязательно, чтобы они совершали подвиги. Героини у Пушкина, Тургенева, Толстого необыкновенно милы и привлекательны. Все они сильны и замечательны своими духовными качествами. Они умеют любить и ненавидеть в полную силу, без недомолвок. Они — сильные, цельные личности.
Образ Татьяны Лариной, как главной героини романа Александр ра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», является наиболее совершенным среди остальных женских характеров романа.
Большое влияние на Татьяну и формирование ее характера оказали впечатления родной природы и ее близость к няне Филипьев- ле. Родители и общество поместных дворян, окружавшее семью Лариных в деревне, не оказало на нее существенного влияния. Особое внимание Пушкин уделяет участию Татьяны в святочных гаданиях, которые являлись частью русского народного быта того времени:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Татьяна не только хорошо понимает русскую народную речь, но и сама в своей речи употребляет элементы просторечия: «Мне тошно», «Что нужды мне?»
Не следует отрицать и обычных в то в)эемя и в той среде влияний чужеродного характера (французский язык, западные романы). Но и они обогащают личность Татьяны, находят отзвуки в ее сердце, а французский язык дает ей возможность наиболее сильно передать свои чувства, что, как мне представляется, соответствует отношению Пушкина к иностранной культуре как к культуре, которая способствует обогащению русской. Но она не заглушает национальную основу, а раскрывает и дает возможность раскрыться исконно русскому. Возможно, поэтому Пушкин подчеркивает национальную основу характера героини, «русской душою». На этом основывается и его любовь к ней, которая сквозит во всем повествовании и не допускает ни капли иронии со стороны автора.
В отношении к Онегину с наибольшей полнотой раскрываются основные черты личности Татьяны. Она пишет и посылает письмо — признание в любви. Это смелый шаг, совершенно недопустимый с точки зрения морали. Но Татьяна — «существо исключительное». Полюбив Онегина, она повинуется только своему чувству- О своей любви она говорит сразу, без всяких ухищрений и украшений. Невозможно найти другое начало письма, которое с такой непосредственностью выразило бы то, что в этих словах сказано:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
В этом письме она раскрывает перед Онегиным всю свою «доверчивую душу».
Неразделенная любовь к Онегину, дуэль и смерть Ленского, отъезд Онегина — все эти события Татьяна глубоко переживает. Мечтательная, восторженная девушка превращается в серьезно раздумывающую над жизнью женщину.
В последней главе романа Татьяна — светская женщина, но внутри она остается прежней. И Онегина она отвергает не потому, что не любит, а потому, что не хочет изменить самой себе, своим взглядам, своему высокому пониманию слова «верность».
Но наряду с такими женскими образами есть и другие. Чтобы оттенить их, авторы показывают других женщин, которые сильно уступают им в моральных и душевных качествах.
Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Несмотря на одинаковое воспитание и окружавшую сестер Лариных среду, они выросли очень разными. Ольга беспечна и ветрена. И Онегин, знаток женской души, дает ей такую характеристику:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне…
Она как будто не замечает чувств Ленского. А он даже в последние часы перед дуэлью мечтает о верности Ольги. Но он сильно заблуждается в искренности ее чувств к нему. Она быстро забывает его после встречи с молодым уланом, за которого она выходит замуж.
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» гораздо больше героинь. И для Толстого в них важна внутренняя и внешняя красота.
Как и Татьяна Ларина, Наташа Ростова — натура цельная. Она очень далека от интеллектуальной жизни, живет только чувствами, иногда ошибается, иногда ей отказывает логика. Она наивна, хочет, чтобы все были счастливы, всем было хорошо.
Мы даже не знаем, умна она или нет. Но это и неважно. Толстой показывает, что ее достоинство не в уме, а в чем-то другом. Толстой сталкивает ее с Андреем Болконским и Пьером Безуховым (своими любимыми героями), и оба влюбляются в нее. И это не случайно.
Наташа — идеал женщины Толстого, она — отражение пушкинской Татьяны. В конце романа она становится такой, какой и хочет ее видеть Толстой. И «самка» — это похвала для нее, так как это символ заботливой матери. Опустилась — хорошо. Ведь по Толстому, призвание женщины — семья, дети. Примеры противоположного — Анна Каренина, Элен Курагина.
Элен — светская красавица, выросшая в обществе, в отличие от Татьяны, Наташи, княжны Марьи. Но именно свет развратил ее, сделал бездушной. Толстой все ее семейство так и называет — «без-
душная порода». За ее привлекательной внешностью ничего не стоит. Замуж она выходит только из-за того, что у мужа много денег. Ее не интересуют духовные ценности, она не восторгается красотой природы. Элен — безнравственная и эгоистичная женщина.
Другое дело — княжна Марья Болконская. Она очень некрасива, у нее тяжелая поступь, но Толстой сразу обращает наше внимание на ее прекрасные лучистые глаза. А глаза — «зеркало души». И душа у княжны Марьи глубокая, исконно русская, способная на искренние чувства. И именно это объединяет ее с Наташей Ростовой, с Татьяной Лариной. В них важна естественность.
Толстой продолжает традиции Пушкина в раскрытии человеческого характера во всей его сложности, противоречивости и многообразии.
В образах своих героинь большое внимание Толстой уделает их портрету. Он обычно подчеркивает у них какую-либо деталь, черточку, настойчиво ее повторяя. И благодаря этому данное лицо врезается в память и уже не забывается.
Интересно также, что Элен почти всегда говорит только на французском языке, а Наташа и Марья прибегают к нему лишь тогда, когда попадают в атмосферу великосветских салонов.
Улыбки, взгляды, жесты и мимика как нельзя лучше передают сложные душевные переживания Марьи и Наташи, пустые разговоры Элен.
Как мы видим, любимые героини произведений А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого — искренне чувствующие, «натуры — глубокие, любящие, страстные». Такими женщинами нельзя не восторгаться, нельзя не любить их так же искренне, как любят людей, жизнь, Отечество они.