Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Женские образы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 3

Сочинение на тему «Женские образы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 3»

С романом «Евгений Онегин» связано утверждение реализма в творчестве Пушкина. И особый интерес в этой связи вызывают женские образы, типы характеров, впервые так жизненно выведенные в литературном произведении.
Главной героиней романа является Татьяна Ларина. В ней автор развил русский женский характер, созданный Жуковским в балладе «Светлана» (1813). Связь этих двух характеров подчеркивается в разговоре Онегина с Ленским:
— Скажи: которая Татьяна?
— Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана.
О Светлане автор упоминает и в эпиграфе к пятой главе романа: «О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана». Сны девушек очень близки по содержанию. Близость к народу, русскому миропониманию, а также искренность, бесхитростность, непосредственность роднят Татьяну с заглавной героиней баллады Жуковского.
Высоко оценил образ Татьяны и критик В. Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчёркивает цельность натуры героини, её исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что Татьяна являет собой образец истинно русской героини.
Сам автор романа так выражает отношение к своей героине: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяны милой идеал», «Татьяна, милая Татьяна». Пушкин всё время подчёркивает отсутствие в ней черт, которыми постоянно одаривают своих героинь авторы классических и сентиментальных произведений: красота, поэтическое имя. Автор прямо говорит:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Это же подчёркивается в последней главе романа, где Татьяна — петербургская знатная дама, «равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной, царственной Невы », « законодательница зал», и при этом Пушкин замечает:
Никто б не мог её прекрасной
Назвать…
В то же время она, сидя за столом рядом с «блестящей Ниной Воронскою», знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступает ей, «беспечной прелестью мила». Очевидно, эта прелесть была в её душевном благородстве, уме и простоте, богатстве душевного содержания.
Рисуя в своём романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике её душевного склада, и в изображении её поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует её.
Татьяна растёт в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам, в которых она искала соответствия своим переживаниям:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна создала в своём воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в её глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звёзд исчезает хоровод.
Она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внёс в её жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницейзал» вПетербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:
Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.
Душевные качества Татьяны раскрываются ещё глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над её чувством:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Типичными являются и образы Ольги, и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой — мать Ларина — крепостница, «открывшая тайну, пак супругом самодержавно управлять », а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.
Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской дамы до жены деревенского помещика. Её выдали замуж, «не спросясь её совета». Она «рвалась и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:
…брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Всё это мужа не спросясь.
Но вместе с тем она — хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.
С долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы, но одновременно подчёркивает её типичность:
…но любой роман
Возьмите и найдёте, верно.
Её портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:
Увы! невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлёк её вниманье…
Улан умел её пленить.
В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо примечателен образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение, дополняя «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».