Роман «Евгений Онегин», созданный Пушкиным в первой половине XIX века, на фоне современной автору романтической и классицистской литературы был, бесспорно, произведением новаторским: его называют первым русским реалистическим романом. Необычным и новым было многое: например, особая детализация и объективность в описаниях быта героев, правдоподобность сюжета (Пушкин избирает как основу романа вполне возможную в обычной жизни того времени любовную историю).
Но наиболее значимым новшеством был характер системы образов: герои этого произведения не идеальные персонажи, наделенные сверхкачествами, их образы не схематичны и не однозначны — это реальные люди, каждый со своим жизненным путем и своими особенностями. И поэтому в центре романа наряду с главным героем Онегиным стоит образ Татьяны, девушки из типичной семьи русских помещиков. Важно заметить, что у Пушкина Татьяна Ларина ке просто типичная уездная дворянка, она — героиня, в которой воплотились лучшие национальные черты.
Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня».
Для раскрытия характера Пушкину, как реалисту, важно показать влияние среды, в которой живет персонаж, и поэтому образ главной героини показан на фоне ее окружения. Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: круг подруг ее не привлекал, ей чужды были их легкомысленные и шумные игры.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней;
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Воспитанная в атмосфере национальной русской культуры, традиции которой свято соблюдала ее семья, Татьяна близка к простым людям, к народу и обладает особой душевной чуткостью, свойственной им. Она любит народные сказки и следует поверьям, доверяя им без всякого сомнения:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Примечательно, что сны Татьяны в романе наполнены традиционными фольклорными образами и символами: разъяренный медведь пугает ее, сучья цепляются за ее одежду, мешая ей идти, свет в одиноком доме обнадеживает ее, чудища с рогами и страшными мордами — испытание.
Татьяна — естественная, искренняя и импульсивная девушка. Любое чувство — будь то суеверный страх, томление или любовь — наполняет ее всю:
… Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
С одной стороны, это положительное качество, ведь следуя своим чувствам, Татьяна раскрывает лучшие свои стороны, но в то же время, последовав своим чувствам, признавшись и выслушав отповедь Онегина, она получает большое потрясение, с которым не сразу справляется.
Татьяна — сильный человек, ей удается взять себя в руки и критически посмотреть на то, что произошло. Посещая дом Онегина, Татьяна читает его книги с целью понять, кого она так сильно полюбила, и не боится взглянуть правде в глаза ради истины, задаваясь вопросом: «Уж не пародия ли он?».
Но сила Татьяны не только в этом: она способна, подстраиваясь под жизненные обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Это подчеркнуто и тем, как дается само описание замужней Татьяны — оно построено на отрицаниях типичных черт светского человека:
Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей..
Все тихо, просто было в ней.
Пройдя через испытания и потрясения, Татьяна строит в новом месте с другими людьми новую жизнь, и ради сохранения ее целостности и стабильности она, пронеся через годы безответную любовь к Онегину, отказывается от минутного счастья, способного повлечь за собой беду. Татьяна проявляет не только благоразумие, но и ответственность за честь мужа, решив сохранить ему верность.
История Татьяны во многом схожа с историей ее матери, и это не случайно: дети часто наследуют черты своих родителей. То, что Пушкин показал это, бесспорно, свидетельство реалистичности романа.
В юности мать Татьяны была обычной московской барышней:
Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий,
И русский Н как французский
Произносить умела в нос, —
такова она была в описании Пушкина. Но ее против воли выдали замуж, и она была увезена в деревню.
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась, —
но потом привыкла и, занявшись хозяйством и забыв старые столичные привычки, стала настоящей русской помещицей, простой, естественной, может, немного грубоватой:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь…
За время совместной жизни она привязалась к мужу, и, когда он умер, искренне оплакивала его. И матери, и дочери — обеим пришлось приспосабливаться к новой, нелегкой жизни, и обе они после всех трудностей сохранили лучшее в себе: мать Татьяны стала естественней и обрела семейное счастье, и дочь нашла свое место в свете, оставшись чистой и сильной натурой.
Но для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ — сестры Татьяны Ольги.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила… –
таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою…
И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» — вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
Это стандартный образ прекрасный девушки, ставший литературным шаблоном: «.. .любой роман / Возьмете и найдете верно / Ее портрет…».
Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще. Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки — грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених — оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.
Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, — можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна — его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.
Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что
поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.
Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов — лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» — произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».