Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Он, поэт и литературный критик, прожил жизнь, полную суровых испытаний: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, он едва не оказался участником дуэли, воевал. Жизнь его оборвалась в возрасте 35 лет — по ложному доносу поэт арестован, а затем расстрелян. Прекрасный поэт и критик, он оставил значительное наследие, оказавшее несомненное влияние на развитие российской поэзии. Первый поэтический сборник Николая Гумилева «путь Конквистадоров» вышел еще до окончания поэтом гимназии, но эту книгу юношеских стихов он считал неудачной и никогда не переиздавал ее. В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева «Романтические цветы». В.Брюсов, отличавшийся требовательностью, в рецензии на этот сборник указал на перспективу развития молодого автора. Третья книга Гумилева «Жемчуга» (1910) принесла ему широкую известность.
Эту книгу составляли романтические стихи. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор считал учителем. Но Вячеслав Иванов именно в «Жемчугах» увидел начало расхождения молодого поэта с Брюсовым и предрек Гумилеву иной путь. Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий, и тема странствий оставалась одной из главных в его лирике до конца. В 1910 году разгорается полемика вокруг символизма, выявившая глубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм возникает новое литературное направление — акмеизм, родоначальниками которого принято считать Н.Гумилева и С.Гродецкого. Стихотворения акмеистского периода, составившие сборник «Седьмое небо», говорят о том, что к явлениям поэзии Гумилев начинает подходить аналитически, с точки зрения науки Основные положения его теории изложены им в статье «Наследие символизма и акмеизм.
О Гумилеве писали: «Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу, война застала в наибольшей боевой готовности». Гумилев не мог не видеть и не осознавать ужас войны, ее разрушительное начало, но ему всегда была присуща некоторая романтизация подвига. Именно начиная с «Колчана», зарождается новая для творчества Гумилева тема — «о России». Появляются новые мотивы: древняя Русь, родная земля, люди, населяющие эту землю, события. Тема Родины с течением времени все более расширяется и углубляется. А в некоторых других стихотворениях содержат пророчества, предсказывающие, возможно, судьбу поэта. Жизнь Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Алексей Толстой писал: «Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева, знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха».