1. Многогранность значений мотива дороги.
2. Мотив дороги в романе «Евгений Онегин».
3. Путешествия и средства передвижения.
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
А. С. Пушкин
Мотив дороги часто встречается в произведениях русских прозаиков и поэтов. Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и другие писатели использовали образ дороги для раскрытия характера героев, передачи особого настроения, создания определенного образа, раскрытия чувств главных героев. В произведениях А. С. Пушкина мотив дороги имеет несколько значений.
Использование мотивов дороги с разными целями следует рассматривать с точки зрения становления поэта как творческой личности. Менялись взгляды писателя на окружающий мир, менялось и цели использования мотивов дороги. Исследуя ранние произведения Александра Сергеевича, литературоведы отмечают влияние классицистической поэтики. Образ дороги предстает перед нами как часть пейзажа:
Аллеи древних лип открылись пред очами, Проглянули и холм и луг.
Впоследствии мотив дороги становится связан с идеями романтизма. В произведениях «Погасло дневное светило…» (1820), «Кавказский пленник» (1820), «К морю» (1824) традиционно романтический герой представляет собой вечного скитальца, изгнанника, который не доволен своими отношениями с обществом и отправляется в дорогу, в бесконечные странствия.
Как символ воли, бесконечной свободы предстает перед нами мотив дороги в поэме Пушкина «Цыганы»:
Цыганы шумною толпою
По Бесарабии кочуют…
Как вольность весел их ночлег
И мирный сон под небесами.
В более позднем творчестве поэта заметно господство реализма. Дорога предстает перед нами как часть пейзажа, чаще всего зимнего. В произведениях «Зимняя дорога» (1826), «Бесы» (1830) дорога тесно связан с образами русской тройки, ямщика и луны.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит. .. или
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Зимняя дорога навевает настроение тоски и грусти («Зимняя дорога», 1826), переживаний, ожиданий и предчувствий («Няне», 1826). Дорога может в корне изменить судьбу главных героев, становясь участницей событий, как например в произведении «Метель» (1830), где снежная буря и ветер в дороге являются знаками неясности и неопределенности в будущем.
Кроме того, дорога является тем местом, где можно повстречать кого угодно. Например, путника («Городок», 1815), кудесника («Песнь о вещем Олеге», 1822), Деву Марию («Жил на свете рыцарь бедный…», 1829).
В тот период творчества поэта, когда его мечты становятся связаны с семьей, домом, в мотивах дороги начинает просматриваться мотив одиночества. Дорога противопоставляется семье, покою, неизменности.
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил…
В стихотворениях «Пророк» (1826), «Будрыс и его сыновья» (1833) дорога предстает перед нами как возможность выбора. Оказавшись на перепутье, главный герой должен определить для себя одну из трех дорог:
Нынче сам я не еду, вас я шлю на победу,
Трое вас, вот и три вам дороги.
В философском осмыслении А. С. Пушкина дорога
— это жизненный путь, судьба («Телега жизни», (1823), «19 октября» (1825). Мотив дороги соотносится также с темой родины:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Очень интересным и многообразным предстает перед нами использование мотивов дороги в романе Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении писатель отходит от романтических традиций описания путешествий главного героя. Путешествие Онегина лишено лирических отступлений, присущих романтической поэме, и сдержанно по тону. Это объясняется тем, что, описывая путешествие Онегина, Пушкин как бы сравнивает прошлое и настоящее России. Отдавая должное историческому прошлому, Пушкин подчеркивает контраст с настоящим, несовершенным обществом, используя различные эпитеты («поддельные», «бракованные»). Проезжая исторические места, Онегин между тем обращает внимание на то, что
Все суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.
Подобное противопоставление приводится в рассуждениях о Москве.
Пушкин восторгается «белокаменной Москвой», ее «крестами золотыми», гордится ее героической историей. Однако современная Москва, ее светское общество встречают Онегина… Своей спесивой суетой,
Своими девами прельщает,
Стерляжьей потчует ухой.
В палате английского клоба
(Народных заседаний проба)
Безмолвно в думу погружен,
О кашах пренья слышит он.
Мотив дороги раскрывается не только в путешествии Онегина, но в поездке Лариных из деревни в Москву. Пушкиным используется простая, несвойственная для поэтической поэмы, лексика: Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды…
Образ дороги используется Пушкиным и как средство раскрытия характеров героев. Татьяна видит во сне сказочную дорогу, предваряющую появление фольклорных образов, с другой стороны, она подвержена влиянию сентиментальных романов: Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена.
По восприятию дороги характер Евгения Онегина противопоставляется характеру Татьяны. Пушкин пишет, рассказывая об Онегине:
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство.
Немногих добровольный крест).
Однако, «Татьяне страшен зимний путь». Пушкина не оставляет равнодушным и отрицательная сторона русских дорог:
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит…
Писатель намеренно использует в описании плачевного положения дорог «европеизмы» (прейскурант, аппетит) и бытовую лексику (клопы, блохи, изба), подчеркивая этим самым комизм и иронию сложившегося положения.
Вызывает хорошее настроение, радует поэта зимняя дорога:
Зато зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной,
Дорога зимняя гладка.
Рассуждая о неустроенности русских дорог, Пушкин в ироническом тоне высказывает надежду на то, что когда-нибудь в будущем положение исправится:
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет через пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив пересекут…
Эти строки о неустроенности русских дорог, описанные Пушкиным 8 XIX веке, к сожалению, не потеряли своей актуальности и в нашем, XXI веке. И почти двести лет спустя мы можем выражать надежду строками из недописанной 10 главы «Евгения Онегина»:
Авось дороги нам исправят…
Анализируя непосредственно сами передвижения и их средства в «Евгении Онегине», можно отметить, что они занимают огромное место в романе. Обратим внимание на маршруты передвижений: действие романа начинается в Петербурге, затем перемещается в Псковскую губернию, в деревню дяди Онегина. В дальнейшее действие переносится в Москву, куда приезжает Татьяна на «ярмарку невест», впоследствии наши герои возвращаются в Петербург. Онегин после дуэли с Ленским «начал странствия без цели». Он побывал в Москве, Нижнем Новгороде, Астрахани, Закавказье, Крыму, Одессе и вернулся в Петербург. Ощущение огромного пространства, сочетание дома и дороги, спокойного, уютного и подвижного, неустроенного быта создает особенный внутренний мир в романе.
Перемещения используются также и для характеристики художественного времени в произведении. Динамичность первой главы подчеркивает быстроту, с которой время бежит в Петербурге: …стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Та же мысль проскальзывает и в строках «К Talon помчался он…», «Летя в пыли на почтовых». Впоследствии художественное время замедляется:
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих…
Основными средствами передвижения того времени были кареты, брички, телеги, возки, в зимнее время — сани. Обращая внимание на средства передвижения, необходимо отметить, что основным признаком высокого социального положения и материального благополучия в XVIII — начале XIX века считалась карета. Содержать собственную карету с лошадьми и своего кучера было очень дорого. Поэтому Онегин отправляется на бал в «ямской карете».
В эпоху Пушкина образовалась сложная иерархия средств передвижения, которые соответствовали положению в обществе. Простые люди ходили пешком, приказчики ездили на санях, телегах, люди более высокого социального статуса — на колясках и каретах. Онегин добирался к дяде на почтовых лошадях. Их меняли на каждой станции, и путешествие проходило быстрее. Однако это стоило дополнительных затрат. Поэтому экономная и практичная мать Татьяны приняла решение ехать в Москву «на своих». «Своих» лошадей на станции не меняли, а давали им отдохнуть. Такое путешествие становилось долгим и утомительным:
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне…
Раскрытие характера героев, передача художественного времени, создание особенного неповторимого внутреннего мира произведения, в котором дорога является частью художественной композиции — так мотив дороги и средства передвижения во всем своем многообразии значений используются великим поэтом в «энциклопедии русской жизни», названном так В. Г. Белинским романе «Евгений Онегин».