1. Характерные особенности поэзии Блока.
2. Раннее творчество Блока.
3. Образ родины в поэзии Блока.
4. Тема революции в жизни и творчестве поэта.
5. «Двенадцать» — возмездие старому миру.
От тебя приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи…
А. А. Ахматова
В этих скупых ахматовских строках, посвященных А. А. Блоку, очень точно выражены стиль и манера творчества поэта. Действительно, поэтическое мастерство Блока поражает, а магия его стихотворных строк, где есть и тайна, и глубокий смысл, и ощущение тревоги, запоминается навсегда. В чем-то это — дань его принадлежности к символистскому течению в поэзии. Но, как и у любого большого художника, творчество Блока перерастает рамки любого направления.
Начинал свой путь в поэзии Блок как символист. Для поэтов, причислявших себя к этому течению, в творчестве были характерны: поиск новых тем, демонстрация индивидуализма, мистики, ирреального и иррационального, интерес к переломным историческим эпохам. Условное изображение действительности передавалось символами, в которые вкладывался особый мистический смысл. Поэт принадлежал к так называемым младосимво-листам, хотя деление это достаточно условно. Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов, Блок прошел сложный творческий путь к реальной действительности, к революции. Можно сказать, что вся лирика А. А. Блок — поэтический дневник жизни русского человека рубежа веков.
А. А. Блок (1880—1921) родился в интеллигентской семье. Его отец Александр Львович вел свой род от врача И. фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать будущего поэта Александра Андреевна из-за деспотического характера мужа была вынуждена уйти от него еще до рождения сына. Детские и юношеские годы Блок проводил в доме деда Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, в доме отчима и в подмосковном имении Шахматове. В либеральной семье Бекетовых приветствовались занятия литературным трудом. Эта атмосфера рано пробудила в нем непреодолимое стремление к поэзии.
К раннему творчеству Блока принадлежит книга стихов, вышедшая в 1904 году и получившая название «Стихи о Прекрасной Даме». Раскрытию и постижению этого образа, имевшего реального прототипа, посвящен весь цикл стихотворений. Здесь открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта, в котором он предстает рыцарем, отдающим жизнь служению своей даме и преклоняющимся перед идеалом красоты, гармонии и женственности.
Основная часть творчества Блока относится к дореволюционному периоду, когда обнажается противоречивость жизни, уходит стабильность и покой. В такой ситуации все человеческие чувства становятся не искренни и фальшивы, когда человек ощущает одиночество, наталкивается на непонимание окружающих. Единственным светлым чувством остается для Блока любовь к Родине. Поэт неоднократно повторял, что все его творчество о России: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». На эту тему написаны стихи «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».
Самобытно раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). В нем Русь предстает как тайна, что определено кольцевой композицией стихотворения. Тайна Руси — там, «где разноликие народы из края в край, из дола в дол ведут ночные хороводы под заревом горящих сел». Разгадка тайны — в «живой душе» народа, не потерявшей на огромных просторах своей «первоначальной чистоты». Для ее постижения необходимо жить одною жизнью с народом.
В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее истокам. Именно в прошлом поэт ищет животворящую силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы — ночной и зарубежной», направляющей ее путь.
Просто и без прекрас говорит он о судьбах родины:
Идут века, шумит война
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Блок всегда чутко прислушивался к биению жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе народа. В его творчестве отражаются многие стороны разнообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Особое значение приобретают стихотворения, где перед нами предстает всеобъемлющий образ родины и где поэт подчеркивает свою неразрывную связь с ней.
В стихотворениях, созданных в годы первой русской революции, он предчувствует новый «пожар» 1917 года, который перевернет судьбу России:
Я вижу над Русью далеко
Широкий и тихий пожар…
Отношение к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Это чувство спасало его в страшные годы душевного кризиса и отчаяния. Блоку принадлежит создание особенного образа Родины — образа красавицы женщины, возлюбленной невесты. Это женщина с «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей»:
О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!..
И нет конца!
«Необъятные просторы», «песни ветровые», «дороги дальние», «тройки удалые», «расхлябанные колеи», «дали туманные», «неба осветленный край средь дымных пятен» — такова неповторимая блоковская Россия. Как и многие поэты, чуждые революции, но принявшие ее, он ждал перемен, надеялся, что с приходом 1917 года «свет одолеет тьму».
Поэт воспринял события революции как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным царством исторического застоя и социального бесправия. Блок сам пострадал во время революции (крестьяне сожгли его имение в Шахматове, в том числе знаменитую богатую библиотеку, собиравшуюся многими поколениями его предков), но он сумел понять и другое — чаша терпения народа переполнилась.
Эволюция мировоззрения поэта нашла воплощение в его зрелом творчестве. Поэма «Двенадцать» — одно из самых характерных произведений русской поэзии начала XX века. Ее можно назвать дневником революционных событий.
В основе произведения — конфликт, борьба «двух миров». Поэтому поэма построена на контрастах:
«Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек!».
Это ощущение стихийности и непредсказуемости роднит многих поэтов и писателей Серебряного века. Поэт выступает за созидание в революции, а не бессмысленный и беспощадный бунт, от которого предостерегал Россию еще А. С. Пушкин. Поэзию, романтический триумф революции Блок трактует в христианском понимании — «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — Исус Христос».
В такой трактовке революция, рожденная и принесенная теми, кому «на спину надо б бубновый туз», тем не менее ведет к добру и справедливости. Не относясь к «революционному сословию», не будучи соратником большевиков, «пролетарским» писателем, «выходцем из низов», Блок принял революцию. Но как фатальную неизбежность, как неотвратимое событие, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым национальную трагедию.
В поэме «Двенадцать» революция воспринимается Блоком как возмездие старому миру, бывшему господствовавшему классу, рафинированной элите, оторвавшейся от народа.
А. А. Блоку, на мой взгляд, удалось точно и ярко запечатлеть как образ России, так и революционную эпоху в своем небольшом и, на первый взгляд, сложном для восприятия произведении. М. Горький называл его «человеком бесстрашной искренности», а К. А. Федин после смерти 40-летнего поэта говорил, что уже «не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок».