Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Анализ стихотворения «Фонтан» (1836)

Сочинение на тему «Анализ стихотворения «Фонтан» (1836)»

1836 г. в жизни Тютчева — четырнадцатый год в многолетней службе
в Мюнхене в русской миссии (1822-1843). Это был период наиболее
плодотворной поэтической деятельности.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
Исследователи поэзии Тютчева справедливо указывают на параллельное
развитие двух тем: мысли и струи фонтана. Стихотворение
состоит из двух восьмистиший, в первом создается живописный
образ фонтана («облаком живым», «фонтан сияющий», «пламенеет
», «дробится», «пылью разноцветной»), который во втором восьмистишии
отражает внутреннюю природу человеческой мысли.
Мысль человеческая, как и фонтан, стремится ввысь, к небу, но есть
некий предел, есть некая граница, установленная… но кем? Высшей
силой или самой энергией мысли? «Длань незримо-роковая» —
это поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который
не дано человеку. Мысль, дерзнувшая подняться на «недозволенную
» высоту, падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты, и не удерживает
достигнутого уровня.
Это стихотворение относится к очень многим опытам Тютчева,
где он пытается размышлять над темой судьбы, рока в жизни человека.
В этом стихотворении, как и во многих других («Что ты клонишь
над водами, \\ Ива, макушку свою», «Из края в край, из града в град»,
«Mal’aria», «Последний катаклизм», «Бессонница» и др.) Тютчев
использует противопоставление Судьбы, Рока и человека. Ему
свойственно понимание Судьбы как слепой силы, перед которой
человек бессилен. Есть некая заданность в судьбе человека, которую
ему не дано преодолеть. Мысль человеческая, как в стихотворении
«Фонтан», обречена подняться только на определенную высоту, но
никогда она не сможет перешагнуть этот заданный предел.