«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — составная часть поэмы « Пляски смерти» из цикла “Страшный мир”.
Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно
Рубленый ритм её как тяжкая ступень. В своём стихотворении автор, мастерски используя синтаксические приемы, передаёт читателем своё видение.
С первых строк стихотворения в голове возникает застывшая картина. «Ночь, улица, фонарь, аптека», перечисляя невоодушевлённые предметы, автор нагнетает картину происходящего, образы медленно всплывают у нас в голове в ожидании последующим событиям.
Далее для описания существительных автор вводит их характеристики. Говоря о свете, он характеризует его как «бессмысленный и тусклый», тем самым как бы гася его этими эпитетами, подчёркивая непроглядность ночной тьмы.
Говоря о времени отпущенном нам для жизни, автор говорит о безысходности и старости, которая нас постигает.
«Всё будет Так. Исхода нет” говорит поэт, повторяющимися буквами усиливая твёрдость и неизменность событий. Спасения не будит, ничто не спасёт человеческую душу от страданий и терзаний.
В продолжении стихотворения автор использует глаголы, как зеркальное отражение первых строк, в которых были лишь существительные. Но глаголы окрашены теме же красками, от них веет такой же мрачностью и безысходностью, они только усугубляют картину происходящего: «повторится», «начнёшь», «умрёшь».
Создаётся чувство безысходности, что подчёркивают леденящие душу образы «ледяная рябь канала».
Образ фонаря своим тусклым светом, словно замыкает эту часть улицы и пространства, в бессмысленность движения по замкнутому кругу , из которого нет выхода.
Всё это депрессивный мир страдающей души лирического героя.