Вы находитесь: Главная страница> Лесков Николай> Анализ текста повести «Очарованный странник»

Сочинение на тему «Анализ текста повести «Очарованный странник»»

Главы со второй по двадцатую представляют собой сказ Ивана Северьяновича Флягина об «обширно протекшей жизненности». Перед нами «жизнеописание», состоящее из цепи историй-анекдотов с множеством хитросплетений и неожиданных поворотов в сюжете. Эпический путь богатыря к подвигу полон страстей и кажущихся случайностей.

Сюжет лесковской повести создается особым образом. Внешне он построен по хроникальному типу как калейдоскоп историй, «как бусы, нанизанные на нитку» (Н. К. Михайловский) Единого повествования. Возникает «россыпь» «бусин»-микросюжетов, как правило, не связанных между собой причинно-следственной связью. Между ними связь иного характера, обусловленная логикой рассказывания персонажа, возникающими у него ассоциациями («.. .что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).

Микросюжеты-«бусины» образуют смысловые блоки, каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельная история. В то же время все они строятся по общей композиционной схеме, обозначая путь Ивана от одной «погибели» к другой: событие («грех») — кульминация («погибель») — развязка («странствие и искупление греха»). Эпизоды объединяются образом рассказчика, который единствен и множествен в одно и то же время.

Каждый микросюжет — новая жизнь Ивана Флягина и новое имя его: Голован — Иван — Иван Северьянович — Иван Голован — Петр Сердюков — Измаил. В каждом акте «житейской драмокомедии» у героя новая роль (форейтор, «беспачпортный» нянька, лекарь у татар, конэсер у князя, солдат на Кавказе, актер в балагане, послушник в монастыре), совершается новый грех (убиение невинного монаха, покушение на Богом данную собственную жизнь, конокрадство, пьянство, убийство крещеной цыганки) и новое странствие во имя искупления греха.

Их можно рассматривать изолированно друг от друга, как относительно независимые сюжеты, показывающие «разнообразие возможных вариантов судьбы» (Б. Дыханова). Однако целостное представление о русском характере, равно как и замысел автора, возникает из взаимного сопряжения, своеобразной рифмовки этих микросюжетов. Так Голован-форейтор монашка «без покаяния жизни решил» и спас графскую семью «от неминуемой гибели», а в благодарность вместо разрешения уйти в монастырь «выпросил» себе у графа гармонию и «пошел от одной страж — бы к другой, все более и более претерпевая» (2-я глава). «Вражий немец» осудил графского спасителя «за кошкин хвост целую гору камня перемусорить» . Решился от этой обиды Голован жизни себя лишить, «но цыган с ножом спас», тогда «заплакал» Иван и «пошел в разбойники» (3-я глава). Этот сюжет спасения души от неотмоли-мого греха зеркально отразится в истории «погибели» Груши. «…Стань поскорее душе моей за спасителя», — молит Ивана цыганка и просит: «Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат; ударь меня раз ножом против сердца» (18-я глава).