«Реквием» — одно из самых крупных творений Ахматовой — создан в 1935-1940 годах. Заключительная часть поэмы — эпилог — датируется именно 40-м годом. Однако свет «Реквием» увидел только во второй половине 50-х годов, потому что в 1946 году Ахматову подвергли безжалостной критике чиновники и на долгое время отлучили от литературы. Вероятно, в данном отлучении был виноват «Реквием» и события, положенные в его основу.
Муж Ахматовой был обвинен в участии в антиправительственном заговоре и расстрелян по приговору недалеко от Петрограда в 1921 году. В «Реквиеме» отражены те чувства, которые пережила Ахматова, потеряв любимого человека. И хотя события, описанные в «Реквиеме», относятся к 30-м годам, в них звучат боль и горе, пережитые самой поэтессой.
По композиции «Реквием» скорее всего поэма. Отдельные стихотворения объединены общей идеей — протестом против насилия. В «Реквиеме» отразились не только чувства и переживания самой Ахматовой, не только горе тех, кто был оторван от своих близких и заключен в тюремные камеры, но и боль тех женщин, тех жен и матерей, которых видела Ахматова в страшных тюремных очередях. Именно к этим женщинам-страдалицам обращено посвящение. В нем звучит тоска от внезапной разлуки, когда сраженная горем женщина чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.
Во вступлении поэмы дана яркая безжалостная характеристика времени. В первых главах нашла свое отражение безграничная, глубокая бездна человеческого горя. Кажется, что эти строки перекликаются с плачем Ярославны, скорбящей и по своему любимому, и по всем русским воинам.
Поэзия Ахматовой — это свидетельства человека, который прошел через все испытания, на которые ее обрек «век-волк», свидетельства того, насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естественные основы человеческого существования, то, что складывалось в мире столетиями. Но одновременно это и свидетельство того, что живую жизнь, настоящее, вечное в людях уничтожить невозможно. И, наверное, именно поэтому поэзия А.Ахматовой так важна и так значительна для нас.
В поэме «Реквием» А.Ахматова встраивает свои переживания в контекст эпохи. Недаром поэма начинается так:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Таков был окончательный выбор поэтессы.
Имя Ахматовой сейчас известно, пожалуй, всем, даже нелюбителям поэзии. От прабабушки, татарской княжны Ахматовой, идет этот знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию Горенко. Родилась Анна Андреевна под Одессой. Годовалым ребенком была перевезена на север — в Царское Село. Самыми важными моментами детства она называла впечатления о Царскосельских парках, Херсонесе, море, обучение чтению по азбуке Льва Толстого, первое стихотворение, написанное в одиннадцать лет. Дальше — учеба, брак с Гумилевым, поездки в Париж, где она знакомится с Модильяни, путешествие по Италии, рождение сына, «Бродячая Собака», акмеисты, Сталин, репрессии, страдания, война, доклад Жданова, гонения, мировое признание и… много, много других ярких впечатлений жизни. Где, как на синусоиде, чередуются взлеты и падения.
За свою длинную жизнь Анна Андреевна оставила огромное литературное наследие, которым гордится и восхищается весь мир. Но все-таки «Реквием» занимает в нем особое место. Это произведение явилось делом всей ее жизни. В эту поэму выплеснуто все горе всех матерей. «Реквием» был написан не за один день. Он был по слову «подслушан» у бедных женщин, стоящих с передачами за тюремной стеной.
Почти полтора года в тюремных очередях Ленинграда, ужасающие годы ежовщины, безвинные мучения массы людей в годы сталинщины зародили творение великой силы. Ключевой темой поэмы считается страдание всех матерей, жен, сестер.
Перед этим горем гнутся горы,
не течет великая река,
но крепки тюремные затворы,
а за ними «каторжные норы»
и смертельная тоска.
Горестен скорбный плач матери о незаслуженно обреченном на смерть. «Каменным» словом падает безжалостный вердикт. Муки матерей бессмертны — воскрешая картину мучений и казни Христа, напоминает всем нам автор.
Ахматова показывает, как, миновав длительный и тяжкий путь, находясь на пределе отчаяния, мать сможет выдержать все и не надломиться:
«У меня сегодня много дела:
надо память до конца убить,
надо, чтоб душа окаменела,
надо снова научиться жить».
Им, матерям, посвящено это произведение, они являются его главными героями. И сама Анна Ахматова — одна из них. Все слова, мысли, поступки проходят через ее душу и ее рукой ложатся на бумагу. И, безусловно, ее неотъемлемое право — памятником застыть там, где со всеми стояла она триста часов.
И лишь один, один единственный вопрос задаю я себе всегда: где, где простой, смертный человек черпает такие силы? Неужели в себе?!
Почти все произведения Ахматовой советского периода — гигантский реквием по убитым и задавленным людям и мечтаниям, стихотворениям и чаяниям. И ужасно даже представить, что все это настоящее, а не сгущение красок, художественная гиперболизация или невзаправдашняя драматизация жизни — горькая истина. Правда, какую эта отважная и мужественная женщина могла бы и не ведать, однако она отстояла и до самого конца была предана своему народу.
Именно благодаря гражданскому мужеству и бесстрашию Ахматовой, Солженицына, Шаламова и остальных честных и правдивых людей дошла до нас правда о той страшной поре. Нам остается только надеяться, что подобное никогда в жизни не возвратится. А в противном случае, для чего все те жертвы, разве они бессмысленны?!