Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Авторская песня как особое явление русской культуры второй половины XX века

Сочинение на тему «Авторская песня как особое явление русской культуры второй половины XX века»

1. Истоки авторской песни.

2. Основные темы и сюжеты авторской песни.

3. Тема любви в творчестве бардов.

4. Барды поют о войне.

5. Песни о матери.

6. Песни русских эмигрантов.

7. Значение авторской песни для русской культуры.

Заходите к нам на огонек,

Пела скрипка ласково и так нежно.

В этот вечер я так одинок, я так промок,

Налей, сынок.

А. Я. Розенбаум

Песни А. Я. Розенбаума и А. А. Галича пела вся страна. При чем далеко не все знали подлинные имена авторов. Они исполнялись, как народные. Исполнялись под гитару, на улицах и во дворах. И хотя чаще всего в этих песнях не было прямых выпадов против правящей власти, но она всегда с подозрением относилась к этим произведениям и к их авторам. Слишком не вязались они с официальной идеологией и официальной, бодрой и оптимистичной советской песней.

Правда следует заметить, что само по себе понятие «авторская песня» очень емкое и несколько неопределенное. Оно включает в себя очень много различных оттенков и направлений, под час очень не похожих. Казалось бы, что общего между тоскливыми воспоминаниями бывшего зека в песне А. Д. Северного

Что мне вспомнить? С тоски хоть завой:

Лишь одни незнакомые лица,

Зона, камера, строгий конвой,

И больницы, больницы, больницы…. и мелодичным напевом собравшихся у костра друзей, прославившейся на Грушинском фестивале песни О. Г. Митяева:

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха проткнет тугую высь,

Качнется купол неба тугой и звездно-снежный:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Общая здесь разве что грусть и щемящее чувство незащищенности и непрочности человеческого бытия, быстротечности счастья. Вообще грусть, как правило, присутствует в большинстве авторских песен. Может быть, этим они и не устраивали официальную пропаганду. В этих песнях не рапортуют об успехах и достижениях, в них задаются вопросами о жизни, о человеческой судьбе, о горе и о счастье. И герои их не передовики производства, не идейные вожди, а обычные люди, с разной, как правило, непростой судьбой. Это шоферы-дальнобойщики, геологи, белые офицеры, бывшие бойцы-красноармейцы, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной, зэки или бывшие зэки, отмотавшие срока в лагерях, это всякого рода криминальные элементы: воры, рецидивисты и мошенники. Но все они — живые люди, со своей болью, своей изломанной судьбой, своими надеждами. У них четкие понятия о подлости и благородстве. Они способны дружить, люто ненавидеть и горячо любить.

Вообще тема любви — одна из центральных в авторской песне. И, хотя предметом пламенных чувств порой оказываются люди далеко не идеальные: продажные женщины, бандиты, преступники, — чувства эти, ничуть не хуже тех, что у обычных людей. Они легко преодолевают условности и расстояния и оказываются порой чище и трепетней, чем в классических романах:

Я жду твое письмо уже давно,

Встречаю почтальона, словно Бога.

С надеждой целый день смотрю в окно,

Мне надо лишь совсем, совсем немного.

A. Северный

Но присутствует в этих песнях и другая любовь — низменная, физическая, основанная лишь на первобытном плотском желании. О ней авторы тоже говорят откровенно, без лицемерия, не пряча стыдливо глаз:

Сегодня Нинка соглашается —

Сегодня жисть моя решается!

Она ж хрипит, она же грязная,

И глаз подбит, и ноги разные,

Всегда одета как уборщица…

А мне плевать, мне очень хочется!

B. С. Высоцкий

Нельзя не сказать еще об одной теме авторской песни — военной. Война, так или иначе, затронула многих из авторов и исполнителей. Одни из них сами донашивали военные шинели, другие — помнили гул бомбежек и голодное детство. «Да я помню бомбежки зимой сорок первого страшного года.

Время детства промчалось с войной. Не стирается в памяти только», — вспоминал А. Северный. Третьих она не коснулась непосредственно, но ощущение ее досталось как бы по наследству. Но и те, и другие и третьи пишут о ней, как очевидцы: Я часто просыпаюсь в тишине От свиста пуль и визга бомб фугасных.

Мне кажется: я снова на войне,

И чья возьмет, пока еще не ясно…

А. Я. Розембаум

Но и те из авторов, кому не пришлось воевать на фронте в силу возраста и даже те, кто родился уже после войны, неотступно испытывают какое-то чувство стыда за то, что живут как бы за тех, кто не дожил до победы. Ведь «если б ты там навеки остался, может мой бы обратно пришел» (В. С. Высоцкий).

Но чувство стыда рождает чувство ответственности, перед всеми павшими. И стремление своей жизнью доказать, что достойны этой жертвы.

Еще одна значимая тема авторской песни — это песни о матери. Особенно сильно она разработана в тюремно-лагерном направлении авторской песни. Именно в этих поэтических творениях, когда герой оказывается в тяжелейшей жизненной ситуации, лишь мать остается единственным человеком, который «до последнего с тобой», который «руки хрупкие подаст, не обманет, не отступит, не предаст».

Я пишу тебе, мама, из глубин Соликама,

Где конец всем надеждам и дорогам тупик.

Где луна вне закона, за запретною зоной, мама,

Покатилась по небу, часовому на штык.

И. Л. Кучин

Пожалуй, ни в одном другом направлении нет больше таких пронзительных, дышащих любовью и страданием песен о матери. Это подлинные гимны матери, ее любви, стойкости и вере в жизнь и в собственное дитя, осужденное и отверженное обществом, но бесконечно дорогое ее сердцу несмотря ни на что. И эта любовь, и поддержка матери помогает тем, кто, казалось бы, совсем списан со счетов, сохранить в себе надежду и человечность.

Еще одна отдельная тема, отдельное направление авторской песни — эмигрантское. Это и безысходные, похожие на романсы, песни белых эмигрантов первой — второй волны, с их непроходящей тоской по родине, по ушедшей жизни, по всему, что олицетворяло для них слово «Россия». Это песни людей, попытавшихся найти применения своим талантам и способностям, приехавших за рубеж в поисках лучшей жизни и испытавших под час жестокое разочарование, так как оказалось, что там, на благословенном Западе, жизнь вовсе не та, что им грезилась, и главное — там их никто не ждет.

Я слышу, вопросы, насмешки, мне их задают господа:

Зачем из России орешки пришли продавать вы сюда?

В. Токарев

И для того чтобы выжить в этом мире и прокормить семью и интеллигентам с высшим образованием, и даже ворам, на родине с роду ни чем не занимавшимся, кроме «воровской специальности», приходится трудиться в поте лица на самых непрестижных и низкооплачиваемых специальностях. И при этом еще уметь за себя постоять:

«Меня и грабили и просто не платили,

И оскорбляли на английском языке….»

В. Токарев

И в дополнение ко всем прочим проблемам их тоже гложет тоска по оставленной родине и прежней жизни. Причем не оставляет она и тех, кто сумел в общем-то неплохо устроиться в новом отечестве:

Живет на Брайтоне биндюжник Соломон,

Живет на Брайтоне давно, не зная горя.

Но только сердце, словно выжатый лимон,

Все время тянет его к городу у моря…

Не ходит он ни в синагогу, ни в кино,

Как не зовет его туда супруга Роза.

И вспоминает часто, как давным-давно

Напился с Водяным он около Привоза.

Не любит новый, от Армани пиджачок,

А ходит в стареньком, что шил елце у Моти.

И если б можно, то любимый Москвичок

Он перегнал бы, чтоб не ездить на Тойоте.

Г. Кричевский

И может быть, именно эта тоска по родине сильнее всего делает это направление авторской песни близким и понятным не только самим эмигрантам, но и тем, кто живет в России.

Несмотря на то что долгое время авторская песня не была официально признана и существовала как бы полулегально, ее огромная роль и значение для русской культуры не вызывает сомнений. Она жила и развивалась вопреки всем запретам и уже одно это говорит само за себя. В рамках этого направления творили незаурядные поэты и исполнители, такие как А. А. Галич, В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава. Ю. И. Визбор. И она продолжает звучать и сегодня по-прежнему, заставляя нас задуматься о себе, о жизни и о том, что происходит вокруг.