Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Авторская позиция в повести "Первая любовь"

Сочинение на тему «Авторская позиция в повести «Первая любовь»»

Создавая произведение, автор материализует свои переживания, раскрывает ту или иную идею, привязывается к своему труду и сочувствует героям. В его сознании они живут своей жизнью, являясь носителями определенных мыслей.

Каковы же основные способы выражения авторской позиции? Это портрет, пейзаж, взаимные характеристики героев, словом, все детали, влияющие и на наше отношение к главной идее произведения.

Рассмотрим конкретные примеры из повести Тургенева. Само название «Первая любовь» говорит о трепетном отношении автора к предмету повествования. Можно предположить, что Тургенев, вспоминая о своей первой любви, думает о ней с нежностью.

Тургенев описывает разговор между «пе старыми, но и не молодыми холостяками» — Сергеем Николаевичем и Владимиром Петровичем. Хозяин дома, где встречаются холостяки, и Сергей Николаевич считают свою первую любовь недостойной всеобщего внимания и почти ничего не говорят о ней. Этот факт подчеркивает, насколько исключительной история Владимира Петровича кажется Тургеневу.

О позиции автора в произведении можно судить и по приводимому им портрету персонажей. Вот Зинаида, какой ее увидел Владимир в первый раз:

«…высокая стройная девушка… В движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливое и милое, что я… кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня эти прелестные пальчики хлопнули по лбу…» Описание Зинаиды свидетельствует о се романтичности, юности. Владимир видит девушку среди зелени, в саду. Это обнаруживает ее связь с природой, гармоничность ее образа. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники: видно, что Тургеневу она кажется загадкой. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед пен, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно вые калы наст. В конце концов это лишь первая его любовь, и «что в душе, то и на лице».

Зинаида видит эту любовь. Она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность девушки понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика? Тургенев передает мучения Зинаиды перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность.

Мать Владимира не любит княгиню и княжну: девушку она называет гордячкой и гризеткой, а ее мать — женщиной, способной на что угодно. Но это не роняет Зинаиду в глазах читателя: ведь мать беспокоится за сына, она не хочет, чтобы мальчик был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке и своего мужа. Тургенев жалеет мать Владимира: она не нужна своему мужу, который женился на ней по расчету, будучи младше ее на десять лет. Автор прекрасно понимает ее чувства.

На всю ситуацию Тургенев смотрит не как на отжившие воспоминания. Он будто сам все переживает, сочувствует Владимиру, его матери, Зине. В его отношении к Владимиру (а это проявляется в описании черт характера, поступков) нет иронии. Если образ Зины написан с благоговением, то Владимиру автор симпатизирует. Портрет его не приводится, так как повествование ведется от первого лица. Но мы можем судить о неопытности юноши. Он еще совсем ребенок: лишь месяц назад его покинул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, он не знает, как реагировать на слезы Зинаиды, на бесчестный поступок отца. В своем отношении к герою Тургенев демонстрирует сочувствие, сопереживание: на него свалились проблемы, которые подчас не разрешит и взрослый. Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полным отсутствием у него эгоизма: юноша желает лишь счастья своей любимой, он хочет, чтобы она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.

Благодаря своеобразному ведению сюжетной линии в повести, изображению героев автором, читатель смотрит на события глазами шестнадцатилетнего мальчика. Итак, чистый образ этого молодого человека написан с сочувствием и симпатией.

Каково же отношение автора к отцу юноши, Петру Васильевичу? По всему видно, что Владимир, а значит, и Тургенев, сдержанно осуждают его. Вот что говорит рассказчик о своем отце: «Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней (матери) по расчету… он держался строго, холодно, отдаленно…» Эти строки объясняют жесткий характер, холодность с сыном и женой, бесчестность Петра Васильевича. Лишь алчность и эгоизм управляют им, но автор не говорит об этом напрямую. Он лишь рассказывает о поведении этого персонажа, не комментируя его поступков.

Может быть, прообразом Петра Васильевича явилась мать Тургенева, жестокая и властолюбивая женщина? Если так, именно из-за этого автор уважает, но не любит отца Владимира. Петр Васильевич и сам знает, что делает больно всем: жене, сыну, Зинаиде. Его жестокость подчеркивается и тем, что он способен причинять не только нравственные страдания, но и физическую боль близким.

Читая любое талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами автора, без труда видим его позицию. Причем автору достаточно описать несколько черт героя, а не говорить открыто о качествах персонажа,— и читатель поймет, как автор относится к своему герою или его идее, а значит, построит на этом собственное суждение. Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному Владимиру, к Зинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед сложным выбором, к Петру Васильевичу, сухому и жестокому разрушителю.

Мастерство Тургспева-писатсля проявляется, видимо, в том, что при чтении повести не задумываешься о том, какими именно художественными приемами автор добивается желаемого эффекта. Ни один нормальный человек, наверное, не задумается о том, что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для того, чтобы продемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича. Вместе с тем этот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный эмоциональный заряд — трепетное отношение автора к искреннему чувству юного героя, презрение Тургенева к расчетливости, холодности, эгоизму. Воистину, позиция автора «Первой любви» остается понятной и близкой современному читателю. Может быть, оттого, что первая любовь — понятие, существующее вне времени. Талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.