Размышление по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубока и неисчерпаема, что в течение многих веков ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, завиршовують ее, но не считают нужным менять ее содержание, является совершенным, а потому вечно. Рассмотрим три басни Эзопа, прожившие века, и теперь в стихотворной форме известны под именами других байкеров, в частности именем русского писателя Ивана Крылова: «Ворон и лисица», «Муравей и Цикада» и «Лиса и виноград». «Крук и Лисица». Мораль сей басни в Крылова принципиально отличается от Езоповои воспитательной ноты. Эзоп пишет о неразумность Крука, а Крылов делает другой акцент, и у него главным персонажем становится льстивая Лисица.
Итак, основная идея его басни — лесть, которые вредят окружающим. Обе черты человеческой натуры — глупость и подобострастием — можно найти в обоих байках. Но-акценты авторами расставлены разные, а потому байки воспринимаются по-разному, хотя сразу понятно, что используется один и тот же сюжет.
Басня «Муравей и Цикада» в Крылова названа «Стрекоза и Муравей». Уже в изменении этого названия мы видим интересный момент: баснописцы меняли колорит своего произведения для простого восприятия его читателями. Поскольку цикады на территории России не имеют распространение, автор меняет этот образ на доступный для своего региона образ стрекозы. Это приближение произведения к простому человеку еще раз подчеркивает основную цель басни — раскрыть человеческие недостатки таким образом, чтобы все поняли и не повторяли ошибок, которые изображаются в басне. Мораль басни «Стрекоза и Муравей» со времен Эзопа не изменилась: необходимо думать о будущем и работать ради него.
«Лиса и виноград». Эта байка рассказывает нам о том, как Лиса долгое время пыталась получить виноград, который был слишком высоко, и она так и не пробовала его. Лиса тогда сказала, что этот виноград еще зеленый и ушла. Мораль Эзоп раскрыл очень метко и даже афористично: «так и некоторые люди не могут добиться успеха за нехватки силы, а обвиняют в этом обстоятельства». Интересно то, что в басне Крылова подчеркивается, что виноград был спелый: «гроздья краснели.
Итак, мы видим, что басня — это произведение не только художественный, но еще философский и воспитательный. Басня обличает пороки человеческого характера, а поскольку эти недостатки часто одни и те же независимо от времени и пространства, темы, идеи, сюжеты басен одалживаются одними писателями в других, Для автора остается основным одно: чтобы байка работала на исправление человека. И воспитывает она человека очень осторожно и нежно: предлагая ей на усмотрение поведение животных. Таким образом, никто не остается обиженным, а кто хочет «услышать», о чем говорит автор, то «услышит».