В романе Тургенева «Отцы и дети» изображена эпоха, когда в России назревали значительные перемены. Как раз в это время обострился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. В это время формируется новый тип человека — человека дела, а не фразы. В центре борьбы стоит фигура революционера-демократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого общественного и человеческого типа. Базаров — мощная личность. Не разделяя взглядов своего героя, автор создает трагическую фигуру, душу которого разрывают противоречия. Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим финалом — он погибает.
В романе есть совсем иные персонажи, по видимости, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между «учителем» и «учениками».
В Марьине Базаров — гость,- который отличается своим «демократическим» обликом от хозяев-помещиков. С Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, к тому же дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается именно подчинение слабой натуры Аркадия более сильной натуре Базарова. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и переставал все повторять за Базаровым.
Разница между героями видна в их поведении. В имении Кирсанова Базаров занимается работой, изучением природы. Главное его дело — это естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем, так как увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России. Аркадий — совершенная противоположность, он ничем не занимается. Ни одно из серьезных дел его по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
Совершенно разные суждения можно от них услышать по отношению к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Арка- дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, которые, как мне кажется, столь важны в дворянском быту. Это сказывается во всех его привычках, манерах, внешнем виде.
Самый крупный спор у них произошел, когда разговор зашел о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти своего «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий уже не может быть сподвижником Базарова. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров перед ними предстает как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов».
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» противопоставляется действие и бездействие через людей, совсем разных по характеру.
Базаров до конца дней был верен своим убеждениям несмотря на то, что потерял всех своих друзей. Он не потерял веру в те идеи, к которым стремился всю жизнь. Мне нравится в Базарове его живость, энергичность, подвижность. Ему надоело жить старой жизнью, по старым законам. Он хотел лучшей жизни для народа и для всей России.
А Аркадий отошел от убеждений Базарова, как только вернулся домой к своей обычной жизни. Для него нигилистические убеждения были только модой, стремлением подражать «новому поколению». Но такая жизнь не для него. В конце концов он женился и зажил тихой мирной жизнью, как когда-то его родители.
Мне кажется, да и каждый согласится со мной в том, что такие, как Базаров, нужны России и нынешней, и будущей.