В произведениях Тургенева второй половины XIX века появляются герои, которым в тягость пустота их собственной жизни, которые смутно сознают несправедливость рабства, ищут новый смысл жизни, порой становясь «лишними» людьми. В то же время рождаются и появляются герои — передовые люди. Только в их среде возникал сознательный протест против дурного устройства общества. Изображение этих людей, чаще всего небогатых и образованных дворян, и занимает большое место в произведениях Тургенева. Этих людей отличает высокий нравственный уровень, широкий кругозор и нежелание идти общим путем. Таков Евгений Базаров. Его можно отнести к разряду «новых» людей, но таких людей, как Базаров, было еще мало в России; они были одиноки и не поняты массами.
Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко народными чертами. Ясный ум, практическая сметка, глубокое знание жизни, неутомимое трудолюбие, энергия, огромная воля, независимость в суждениях и поступках, мужественное и честное отношение к жизни и к смерти — вот важнейшие особенности характера Базарова. Он — человек дела, «не терпит красивых слов». «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
Базаров — нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. Автор вокруг своего героя создает атмосферу вражды и непонимания: дворянам с Базаровым не по пути. Но он наталкивается и на непонимание со стороны народа.
В романе есть и другие персонажи, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «учениками».
Таким «учеником» является Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова — это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает». Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит «говорить красиво». Нигилистические убеждения не становятся его натурой. Постепенно между приятелями назревает конфликт, Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, чаще отмалчивается.
Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает различия между ними: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может… а мы драться хотим…»
В сущности, Аркадий — «мякенький либеральный барич». Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание, мечты о коренных переменах в общественной жизни, стремление «место расчистить». Евгений последователен в своих воззрениях, иногда доходит до цинизма. Тургенев подчеркивает, что Аркадия коробит от циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь — Кате.
Неудача постигает Евгения и в личной жизни — он полюбил помещицу Одинцову. Эта любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, в последних главах он уже не тот, каким мы знали его в начале романа. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Все валится у него из рук, и само заражение его кажется не таким уж случайным. Базаров умирает, не успев ничего совершить. Перед смертью, которую он встречает просто и мужественно, герой как будто сознает, что время его еще не пришло. Тургенев сделал его героической, благородной личностью, однако обреченной на гибель.
Я считаю, что этот роман навсегда останется одним из самых загадочных произведений мировой литературы, наряду с «Горем от ума» Грибоедова. В этих книгах отражены извечные противоречия человеческой жизни — максимализм юности и житейская умудренность, бескомпромиссность… Что лучше? Ответ на это в вечности, в спокойствии «равнодушной природы», в последних, примиряющих строках романа.