Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Базаров — человек и мыслитель

Сочинение на тему «Базаров — человек и мыслитель»

Роман «Отцы и дети» — вершина художественного творчества Тургенева, одного из самых проницательных и прозорливых «художников слова». От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль.

В романе «Отцы и дети» Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. Он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Автор противопоставляет образ главного героя, «нового человека», бунтаря, разночинца, нигилиста, либеральному дворянству.

В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но, безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он — «ветер перемен». Этот человек прошел суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелегкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров — человек из народа. Именно низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремленности, чтобы «выйти в люди». Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни «копейки лишней» не взяв у родителей (смотрите сочинение про взаимоотношения Базарова с родителями). Знания его очень обширны, он осведомлен в области медицины, химии, ботаники, зоологии.

Но Базаров не только напряженно учился и постигал науки, он пытался еще и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть… Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в своей патриархальной семье. В условиях общественного подъема эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. Он всего достиг сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжелую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность.

Как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, все подвергает суду мысли. Базаров — материалист. Для него не существует того, что не имеет конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, все проверять экспериментальным путем. Утверждая, что «природа — не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость ее изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения: «человек — есть продукт природы!», а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека. В этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания.

Проповедуя всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру. И все-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути, дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, ее частичные исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодежи.

В нигилизме Назарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. Базаров, как выразитель революционных идей, как человек, обладающий целеустремленностью и глубокой убежденностью, готовит себя к тому, чтобы сделать «много дел». Но какие это дела и к чему конкретному стреми гея 1 Базаров, пока остается неясным. Да и он сам об этом еще не думает, время не пришло.

Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворенности жизнью. Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе, и, в лучшем случае, мог оказаться только ненадежным попутчиком, как Аркадий. Л можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает, что нет, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души, пи человека, равного себе по силе.

А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познает такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому. Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться. А ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твердых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознает в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором — мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжелому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь — это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силен духом. Поэтому он упорно сражается с любовыо. Трудно сказать, чем бы все это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

Перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние. В нем чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.

Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». По его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если бы понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг…»- справедливо заметил Писарев.

В последних словах романа мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения образа Базарова. Не одно поколение читателей размышляло над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить Базарова. Но какова бы ни была эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будит мысль, заставляет каждого задуматься над своей собственной жизнью.